Украшение искателя знаний. Введение

Hilya Talib Ilm

Скачать файлы из папки Яндекс.диска

Скачать матн на арабском языке

Скачать шарх на арабском языке

Введение

С именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость!

Лекция № 01:

«Я ставлю вехи для этого благословенного сокровища «аль-Хилья» в 1408 году хиджры, когда мусульмане — хвала Аллаху — переживают подъем и пробуждение в плане религиозного знания, что заставляет лица сиять от радости. И этот подъем, двигаясь к совершенству и зрелости, продолжает оживлять в сердцах молодежи этой уммы осознание ее славы и придавать ей новые силы для жизни. Мы видим, как молодежь массово берется за изучение различных областей религиозного знания, поднимает на свои плечи эту тяжелую поклажу и несет ее, делает первые глотки и затем продолжает пить из его источника. Их горячее желание, сосредоточенная целеустремленность в собирании знаний, поразительная эрудиция и осведомленность, погружение в сотые глубины религиозных вопросов заставляют мусульман радоваться этому как победе и помощи от Аллаха, и пресвят Тот, кто оживляет и умерщвляет сердца.

Но это благословенное зерно нуждается в поливе и всемерной заботе о нем по всем направлениям, чтобы распространить те вещи, которые обеспечат и гарантируют ему защиту от ошибок, неудач, промахов на пути поиска знания и деяний, под натиском разных волн, связанных с идеологией, убеждением, поведением, разрозненностью по группам и партиям.

Ранее я предложил вниманию молодежи послание под названием «Ат-та’алюм», где раскрыл для них опасность тех, кто проникает в их ряды. Я сделал это, опасаясь, что эти люди могут погубить искателей знаний, испортить и загубить для них их дело, рассеять их следование на пути поиска знания, и отклонить их так, что они сами этого не заметят.

Так вот, сегодня твой брат хочет поддержать тебя и взять тебя за руку! И поэтому, я предоставляю твоему вниманию послание, которое разъяснит тебе те качества, которые являются твоим украшением. Итак, я кладу острие моего пера на поверхность бумаги, чтобы ты прочел начертанное мною для тебя — да насладит Аллах тобою взоры.

Существует множество шариатских установлений и предписаний, доводов, указывающих на то, что украшение нормами благопристойности, прекрасными нравственными качествами, хорошим поведением и правдивым благообразием — это признак людей Ислама, и что знания, которое является самой ценной жемчужиной в короне этого пречистого шариата, может достичь только тот, кто обладает качествами и нормами благопристойности, которых оно требует, и избавлен от пороков, которые его губят. Вот почему ученые уделяли такое внимание изучению этих норм благопристойности и указанию на них, и посвятили им книги, которые содержат в себе либо общие нормы для всех шариатских наук, либо для отдельных из них, например, нормы благопристойности для носителей Благородного Корана, или для мухаддисов, либо для муфтиев, либо для судей, либо для руководителей и попечителей и т.д.

Темой этой книги являются общие нормы и правила благопристойности, которых должны придерживаться те, кто следует путем изучения шариатского знания.

Прежде ученые в кружках знания разъясняли ученикам нормы благопристойности, связанные с изучением религиозного знания. Я застал последние примеры этой практики в некоторых кружках знания в благородной мечети Пророка, мир ему и благословение, где некоторые учителя обучали учеников книге «Та’лим аль-мута’аллим тарикъ ат-та’аллюм» аз-Зарнуджи (умер в 593 г.х.).

Я надеюсь, что ученые не позволят оборваться этой крепкой нити, которая ведет к самой правильной дороге, и этот предмет будет введен в качестве начальных уроков в мечетях и введен в программы системного образования. Я надеюсь, что эти мои записи послужат добрым началом, которое побудит к оживлению и восстановлению этого предмета, призванного воспитать искателей знания и повести их верным путем в области этики получения знания, его несения, правил благопристойности, которые должен соблюдать искатель знания в отношении себя, своего учителя, в отношении урока, в отношении товарищей по учебе, в отношении книги, в отношении плодов его знания на всех этапах своей жизни.

Предоставляю твоему вниманию сокровище, заключающее в себе целый ряд правил благопристойности и тех пороков, которые нарушают их. Если человек упускает одно из этих правил и норм благопристойности, то из-за своего упущения совершает одну из этих порочных вещей в том или ином объеме. И поскольку эти правила и нормы занимают разные степени от желательности до обязательности, то и вещи, их нарушающие, представляют собой слои, опускающиеся до нежелательности или далее до запретности.

Среди этих норм есть такие, которые касаются всех людей из числа мукалляфов, и есть те, что имеют отношение именно к искателям знания. Есть такие, которые познаются на основе аксиом шариата, те, понимание которых заложено в естестве и в то же время на них указывают общие доводы религии, побуждающие к благопристойности и благонравию.
Я не ставлю своей задачей полностью охватить освещение всех норм благопристойности, однако расскажу о них путем упоминания некоторых примеров, намереваясь указать на самые важные вещи, и если они (сказанное) встретят праведную душу, то эта душа сможет взять это малое и приумножить его, сможет взять упомянутое в общем и понять его в подробностях. Кто возьмет для себя эти нормы, тот получит пользу для себя и принесет пользу другим.
Эти нормы и правила, в свою очередь, почерпнуты мною из этики и благопристойности тех людей, чье знания получило благословение Аллаха и которые стали имамами, за которыми следуют. Пусть Аллах соберет нас вместе с ними в Своем раю. Амин.

Бакр ибн ‘Абдуллах Абу Зейд

 

 

  1. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: Правила благопристойности, которых искатель знания должен придерживаться в отношении себя
  2. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: Как приобретается знание
  3. ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности ученика в отношении шейха
  4. ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности в отношении товарищей
  5. ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности ученика на поприще знания
  6. ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности ученика на поприще знания
  7. СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ: То, чего нужно опасаться