Украшение искателя знаний. Седьмой раздел: То, чего нужно опасаться

Hilya Talib Ilm

СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ: То, чего нужно опасаться

 

Лекция № 35:

Глава 54. Сон наяву

Остерегайся сновидений наяву, к которым относится притязание на знание того, чего не знаешь, или на совершенное умение того, чего не умеешь. Если ты будешь так поступать, то это явится плотной преградой между тобой и знанием.

Глава 55. Остерегайся того, чтобы быть человеком одной пяди

Сказано, что знание состоит из трех пядей: кто входит в первую пядь, тот приобретает высокомерие; кто входит во вторую — становится скромным; кто входит в третью — узнает, что он не обладает знанием.

Глава 56. Занимать заметное место до того, как станешь пригодным для этого

Остерегайся того, чтобы претендовать на заметное место до того, как станешь пригодным для этого, ибо это беда для знания и деяния.

Сказано: «Кто берет себе почетное место преждевременно, тот обрекает себя на унижение».

Глава 57. Не изображай из себя тигра в знании

Остерегайся того, чем утешается тот, кто является банкротом в области знания: изучит один или два вопроса, и когда оказывается в обществе, где присутствует известный человек, поднимает разговор на их тему! Сколько в этом мерзости и срама! Минимум, чем это грозит — пусть знает, что люди всё равно узнают, кто он есть на самом деле!

Этот и подобные ему вопросы рассмотрены мною в книге «Ат-таалюм», и вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров!

Глава 58. Бумагомарательство

Необходимо остерегаться составления книг, лишенных какой-либо примечательности с точки зрения восьми предназначений авторского труда, ибо написание таких книг в итоге становится бумагомарательством. Посему остергайся браться за написание книг прежде, чем приобретешь все необходимые умения для этого труда, станешь действительно пригодным для него, созреешь в руках своих учителей — в противном случае, своим сочинением ты зафиксируешь свой позор и обнажишь свой срам!

Если же составлением полезных книг занимается тот, кто достиг способности и пригодности для этого, получил все необходимые навыки, заимел многочисленные познания, приобрел опыт в этом, занимаясь научным исследованием, изучением, чтением книг, штудированием обширных трудов, заучиванием наизусть кратких работ, запоминанием научных вопросов — то это лучшее, чем могут заниматься выдающиеся личности из числа достойных людей.

Не забывай слова аль-Хатыба: «Кто пишет книгу, тот кладет свой ум на блюдо и демонстрирует его людям».

 

 

Лекция № 36:

Глава 59. Твое отношение к ошибкам тех, кто предшествовал тебе

Если ты обнаружишь у какого-то ученого ошибку, то не радуйся ей как возможности дискредитировать его, но радуйся* этому только как возможности внести исправления в данный вопрос, ибо объективный человек практически полностью уверен в том, что нет ни одного имама, у которого не было бы ошибок и неправильных выводов, особенно, у тех из имамов, кто написал и сказал многое.

Но кричит по этому поводу и радуется как возможности для умаления только тот, кто выдает себя за знающего. Он хочет излечить насморк, но вызывает проказу.

Да, на ошибку или неправильный вывод, допущенные имамом, чьи ошибки тонут в море его знаний и достоинств, нужно указывать, однако нельзя поднимать смуту против него, умаляя его достоинство и выступая с нападками на него, чтобы обольстить собой себе подобных.

Глава 60. Отведение от себя сомнений

Не делай свое сердце подобным губке, поглощая все, что к нему подступает, и сторонись возбуждения сомнений и приведения их своей душе, ибо они захватывают, подобно крючкам, а сердца слабы; и в основном их сеют носильщики дров — еретики, так остерегайся же их.

 

 

Лекция № 37:

Глава 61. Берегись неправильностей в речи

Отдаляйся от неправильностей в речи и при письме, ибо отсутствие речевых ошибок — это достоинство, безукоризненность вкуса , возможность знакомиться с прекрасными смыслами благодаря правильности речевых оборотов.

Передается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обучайтесь арабскому, ибо он увеличивает благородство».

По поводу целой группы предшественников сообщается, что они побивали своих детей за ошибки в речи.

Аль-Хатыб привел с цепочкой передачи такое сообщение от ар-Рахаби: «Я слышал, как один из наших товарищей говорил: «Если тот, кто допускает много ошибок в речи, записывает что-либо от себе подобного, то записанная речь превращается в персидскую».

Аль-Мубаррид произнес такие стихи:

Наука «ан-наху» расправляет язык косноязычного
И человека начинаешь уважать, если он не ошибается в речи
И если ты хочешь познакомиться с самой почтенной из наук
То знай, что ею является та, что выпрямляет языки.

Посему, не обольщайся словами аль-Касима ибн Мухаймира, да смилуется над ним Аллах: «Обучение науке „ан-наху“ в начале — отнимающий время тяжкий труд, а затем — надменность»

Также не обманывайся словами Бишра аль-Хафи, да смилуется над им Аллах, который, когда ему посоветовали изучать «ан-нахв» сказал: «Если я стану делать это, то заблужусь!». Ему сказали: «Произнеси: „Зейд ударил Амра“». «Зачем он ударил его, о брат?» — спросил Бишр. «О Абу Наср! Он не бил его, это всего лишь пример, приводимый для объяснения правила», — ответили ему. «Эта наука начинается со лжи. Она мне не нужна!» — заключил он.
Оба этих сообщения упоминает аль-Хатыб в книге «Иктида аль-ильми аль-амаль».

Глава 62. Выкидыш мысли

Остерегайся выкидыша мысли — не исторгай ее из себя прежде, чем она дозреет.

Глава 63. Новые исраилизмы

Остерегайся новых исраилизизмов, выплевываемых востоковедами и почерпнутых от иудеев и христиан, ибо они несут в себе большее зло и более опасны, чем старые исраилизмы, ибо положение старых является ясным, благодаря разъяснению Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, необходимого отношения к ним, и благодаря тому, что ученые много сказали об этом. Что касается новых, то они проникают в мышление мусульман в результате цивилизационной революции и тесной взаимосвязи между частями света с одной стороны и подавление исламского подъема и влияния с другой. Вот почему это — беда, бьющая ключом. Но некоторые мусульмане повержены в дремоту и не замечают ее, а другие смирились с ней. Берегись попасть в нее! Да упасет Аллах мусульман от ее зла!

 

 

Лекция № 38:

Глава 64. Остерегайся византийских споров

То есть бесплодных и никчемных дискуссий. Византийцы обсуждали природу ангелов в то время, когда враг стоял у ворот их города, пока тот не напал на них – вот так никчемные споры отвлекают от правильного пути.

Пример предшественников – отказ от многочисленных сопоров и дискуссий и убежденность в том, что чрезмерное увлечение ими свидетельствует о недостаточной набожности. Однажды аль-Хасан услышал людей, которые спорят друг  с другом, и сказал: «Этим людям наскучило поклонение, речь легка для них и у них мало набожности – поэтому они стали разговаривать» (Это сообщение привел Ахмад в книге «Аз-зухд» и Абу Нуъайм в книге «Аль-хилья»).

 

 

Лекция № 39-40:

Глава 65. Отказ от приверженности партиям и группам и построения на этом любви и отречения

У людей ислама нет иного отличительного признака, кроме ислама и саляма. О искатель знания! Да сделает Аллах благодатным тебя и твое знание! Получай знание и призывай к Аллаху Всевышнему, держась пути предшественников.

И не будь человеком, который постоянно переходит из одной группы в другую, ибо тогда из просторов попадешь в узкие, тесные колодки. Ведь твой путь и метод — это весь Ислам целиком, а твоей группой (джамаатом) являются все мусульмане, ибо рука Аллаха — с джамаатом, и Ислам не приемлет раскола на группы и партии.

Я прошу Аллаха защитить тебя от потери цельности! Не будь тем, кто снует между течениями, группами, ложными направлениями и излишествующими партиями и набирается от них, строя на принципе принадлежности к ним свою любовь к людям или отречение от них.

Будь искателем знания, приверженным истинному пути, следующим за преданиями, соблюдающим Сунну, призывающим к Аллаху на основе знания, признающим заслуги и достоинства тех, кто ими обладает.

Поистине, эта принадлежность к партиям, принесшая новые направления и формы, которых не знали предшественники — одно из самых больших препятствий на пути к знанию и ведет к отколу от единой общины. Как сильно ослабило это явление исламское единство, и сколько бед оно принесло мусульманам!

Да защитит тебя Аллах! — Остерегайся партий и групп, приносящих беды и являющихся со злом, ибо они подобны желобам, которые собирают мутную воду и проливают ее без пользы. Кроме людей, которых помиловал Аллах, и они встали на тот путь, на котором были Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах.

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, описывая признаки людей истинного поклонения, сказал:

«Второй признак: «Они не относят себя к какому-либо имени».

То есть не известны среди людей под каким-то особым названием, используемым для обозначения определенного течения. Кроме того, они не ограничиваются каким-то одним из богоугодных деяний, от которого производится их название, так что становятся известны именно этим видом деяний и никаким другим. Это бедствие для поклонения, и такое поклонение является ограниченным.

Что же касается абсолютного поклонения, то человек, которому оно присуще, не бывает известен под определенным именем, произведенным от какого-либо из аспектов поклонения.

Они отвечают на зов всех видов поклонения, от каждого из них они берут свою долю и соучаствует в той или иной степени с теми, кто им занимается, не придерживаясь каких-либо условностей и символов, названий и одеяний или какого-либо придуманного пути. Напротив, если их спросят: «Кто ваш шейх?» — они ответят: «Посланник Аллаха». Если им скажут: «Каков ваш путь?» — они скажут: «Следование за Пророком». На вопрос: «Каково ваше одеяние?» — они ответят: «Одеяние богобоязненности», а в ответ на вопрос: «Каков ваш мазхаб?» — скажут: «Подчинение Сунне». Когда их спрашивают, что является их целью, они отвечают словами Всевышнего «И хотят они Лика Его» (Сура «Скот», 52 аят).

Если его спросят о его рибате и монастыре, он отвечает: «Дома, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается имя Его утром и вечером. Людьми, которых не отвлекают ни торговля, ни продажа от поминания Аллаха, выстаивания намаза и выплаты закята» (Сура «Свет», 36-37 аяты).

Если его спросят о его происхождении, он говорит:

«Отец мой — Ислам, и нет у меня другого
Пусть даже люди гордятся своим происхождением от Кайса или Тамима»

Если его спросят о его еде и питье, он отвечает: «Что тебе до них! С ними есть их копыта и бурдюки, они сами добираются до водопоя, едят растительность, пока их не найдет их хозяин». (Аль-Бухари и Муслим)

О какая жалость! Прошла жизнь и утекли ее часы, потраченные на унижение слабости и лени!
В то время как люди вставали на путь спасения и постепенно двигались к высшей цели!

Затем Ибн аль-Каййим сказал: «Что касается слов: «Эти люди — хранимое сокровище Аллаха, где бы они ни были». Хранимые сокровища и неприкосновенный запас царя — это то, что припрятано и скрыто у него, что он хранит для каких-то важных задач и не растрачивает на кого попало. Аналогичным образом, неприкосновенным запасом человека называется то, что он хранит для своих нужд и важных задач. Так же и эти люди: будучи скрытыми по своим причинам от окружающих так, что на них не указывают и они не выделяются из общего числа какими-то специальными внешними условностями, не относя себя к какому-то тарикату, направлению, шейху или одеянию — именно они представляют собой скрываемые хранимые сокровища.

Такие люди дальше всех от (духовных) бедствий, ибо все эти бедствия приходят вслед за искусственными рамками (обрядами, условностями) и их соблюдением, приверженностью выдуманным путям и получившим распространение новоизобретённым практикам. Это то, что отрезало большинство людей от Аллаха, а они этого не чувствуют.

Удивительно, что приверженцы этого известны своей устремленностью и волей, своим движением к Аллаху, в то время как они — за исключением единиц — отрезаны от Аллаха всеми этими искусственными формами, рамками и ограничениями.

Одного из имамов спросили о Сунне, и он ответил: «Это то, у чего нет иного имени, кроме имени „Сунна“. Эти слова означают, что Ахлус-Сунна не имеют иных названий, к которым они себя относят, кроме этого.

Среди людей есть такие, которые придерживаются только одной формы одежды, не нося другую, или сидят только в определенном месте, не сидя в другом, или придерживаются строго определенной походки, или фасона, или внешнего вида, не выходя за их пределы, или придерживаются какого-то определенного вида поклонения, не совершая других видов поклонения, даже если они выше, или держатся за определенного шейха, не обращая внимания на других, даже если те ближе к Аллаху и Его посланнику.

Все они ограждены от достижения высшей цели, отвращены от нее. Их сковывают традиции и привычки, формальности, придуманные правила и условности, которые не дают им чисто следовать за Сунной. Они оказываются изолированными от следования за ней и находятся дальше всех от этого. Ты можешь видеть, как некоторые из них занимаются упражнениями, уединением, освобождением сердца, но при этом считают знание чем-то, что отрезает от духовного пути. Когда им напоминают о необходимости проявления расположения или вражды ради Аллаха, о приказывании одобряемого и удерживании от порицаемого, они считают это чем-то праздным и вредным. Если же видят, что кто-то из их числа начинает заниматься этим, то изгоняют его и считают его чужаком. Таковые являются самыми далекими от Аллаха людьми, даже если на них много указывают. Аллаху же все ведомо лучше!»

 

 

Лекция № 41:

Глава 66. Вещи, разрушающие эти украшения

О мой брат! — Да защитит Аллах нас с тобой от промахов! — Если ты прочел упомянутые примеры качеств, украшающих искателя знания, и норм благопристойности, которые должны быть ему присущи, и познакомился с некоторыми вредящими этим качествам и нормам вещами, то знай, что к самым опасным деяниям, рвущим и портящим ожерелье, собранное из этих качеств, относятся следующие:

  1. Разглашение тайн;
  2. Перенос разговоров от одних людей к другим;
  3. Грубость и языкастость (дерзкая, подавляющая людей, нахрапистая, внушительная, но не основанная на истине речь);
  4. Обилие шуток;
  5. Вмешательство в разговор двух людей;
  6. Злоба;
  7. Зависть;
  8. Плохие подозрения;
  9. Общение с последователями ереси;
  10. Направление шагов к запретным вещам;

Остерегайся этих и подобных им грехов, удержи себя от приближения ко всему запретному. Если ты не сделаешь этого, значит знай, что ты слабый в религии, легкомысленный, несерьезный человек, любитель злословия и сплетник. Как же ты станешь признанным искателем знания, одаренным знанием и деянием?!

Пусть Аллах направит наши шаги, дарует всем богобоязненность и хороший итог в этой и вечной жизнях! И да благословит Аллах и приветствует пророка нашего Мухаммада, и семью его, и сподвижников.

Хвала Аллаху — Господу миров, Который позволил нам закончить этот труд! Пусть Аллах сделает полезным то, что мы изучили! Просим Аллаха полезного знания, благого пропитания и деянии, которые Он примет!