СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ: То, чего нужно опасаться
Лекция № 35:
Глава 54 — Сон наяву
Остерегайся сновидений наяву, к которым относится притязание на знание того, чего не знаешь, или на совершенное умение того, чего не умеешь. Если ты будешь так поступать, то это явится плотной преградой между тобой и знанием.
Глава 55 — Остерегайся того, чтобы быть человеком одной пяди
Сказано, что знание состоит из трех пядей: кто входит в первую пядь, тот приобретает высокомерие; кто входит во вторую — становится скромным; кто входит в третью — узнает, что он не обладает знанием.
Глава 56 — Занимать заметное место до того, как станешь пригодным для этого
Остерегайся того, чтобы претендовать на заметное место до того, как станешь пригодным для этого, ибо это беда для знания и деяния.
Сказано: «Кто берет себе почетное место преждевременно, тот обрекает себя на унижение».
Глава 57 — Не изображай из себя тигра в знании
Остерегайся того, чем утешается тот, кто является банкротом в области знания: изучит один или два вопроса, и когда оказывается в обществе, где присутствует известный человек, поднимает разговор на их тему! Сколько в этом мерзости и срама! Минимум, чем это грозит — пусть знает, что люди всё равно узнают, кто он есть на самом деле!
Этот и подобные ему вопросы рассмотрены мною в книге «Ат-таалюм», и вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров!
Глава 58 — Бумагомарательство
Необходимо остерегаться составления книг, лишенных какой-либо примечательности с точки зрения восьми предназначений авторского труда, ибо написание таких книг в итоге становится бумагомарательством. Посему остергайся браться за написание книг прежде, чем приобретешь все необходимые умения для этого труда, станешь действительно пригодным для него, созреешь в руках своих учителей — в противном случае, своим сочинением ты зафиксируешь свой позор и обнажишь свой срам!
Если же составлением полезных книг занимается тот, кто достиг способности и пригодности для этого, получил все необходимые навыки, заимел многочисленные познания, приобрел опыт в этом, занимаясь научным исследованием, изучением, чтением книг, штудированием обширных трудов, заучиванием наизусть кратких работ, запоминанием научных вопросов — то это лучшее, чем могут заниматься выдающиеся личности из числа достойных людей.
Не забывай слова аль-Хатыба: «Кто пишет книгу, тот кладет свой ум на блюдо и демонстрирует его людям».
Лекция № 36:
Глава 59 — Твое отношение к ошибкам тех, кто предшествовал тебе
Если ты обнаружишь у какого-то ученого ошибку, то не радуйся ей как возможности дискредитировать его, но радуйся* этому только как возможности внести исправления в данный вопрос, ибо объективный человек практически полностью уверен в том, что нет ни одного имама, у которого не было бы ошибок и неправильных выводов, особенно, у тех из имамов, кто написал и сказал многое.
Но кричит по этому поводу и радуется как возможности для умаления только тот, кто выдает себя за знающего. Он хочет излечить насморк, но вызывает проказу.
Да, на ошибку или неправильный вывод, допущенные имамом, чьи ошибки тонут в море его знаний и достоинств, нужно указывать, однако нельзя поднимать смуту против него, умаляя его достоинство и выступая с нападками на него, чтобы обольстить собой себе подобных.
Глава 60 — Отведение от себя сомнений
Не делай свое сердце подобным губке, поглощая все, что к нему подступает, и сторонись возбуждения сомнений и приведения их своей душе, ибо они захватывают, подобно крючкам, а сердца слабы; и в основном их сеют носильщики дров — еретики, так остерегайся же их.
Лекция № 37:
Глава 61 — Берегись неправильностей в речи
Отдаляйся от неправильностей в речи и при письме, ибо отсутствие речевых ошибок — это достоинство, безукоризненность вкуса , возможность знакомиться с прекрасными смыслами благодаря правильности речевых оборотов.
Передается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обучайтесь арабскому, ибо он увеличивает благородство».
По поводу целой группы предшественников сообщается, что они побивали своих детей за ошибки в речи.
Аль-Хатыб привел с цепочкой передачи такое сообщение от ар-Рахаби: «Я слышал, как один из наших товарищей говорил: «Если тот, кто допускает много ошибок в речи, записывает что-либо от себе подобного, то записанная речь превращается в персидскую».
Аль-Мубаррид произнес такие стихи:
Наука «ан-наху» расправляет язык косноязычного
И человека начинаешь уважать, если он не ошибается в речи
И если ты хочешь познакомиться с самой почтенной из наук
То знай, что ею является та, что выпрямляет языки.
Посему, не обольщайся словами аль-Касима ибн Мухаймира, да смилуется над ним Аллах: «Обучение науке „ан-наху“ в начале — отнимающий время тяжкий труд, а затем — надменность»
Также не обманывайся словами Бишра аль-Хафи, да смилуется над им Аллах, который, когда ему посоветовали изучать «ан-нахв» сказал: «Если я стану делать это, то заблужусь!». Ему сказали: «Произнеси: „Зейд ударил Амра“». «Зачем он ударил его, о брат?» — спросил Бишр. «О Абу Наср! Он не бил его, это всего лишь пример, приводимый для объяснения правила», — ответили ему. «Эта наука начинается со лжи. Она мне не нужна!» — заключил он.
Оба этих сообщения упоминает аль-Хатыб в книге «Иктида аль-ильми аль-амаль».
Глава 62 — Выкидыш мысли
Остерегайся выкидыша мысли — не исторгай ее из себя прежде, чем она дозреет.
Глава 63 — Новые исраилизмы
Остерегайся новых исраилизизмов, выплевываемых востоковедами и почерпнутых от иудеев и христиан, ибо они несут в себе большее зло и более опасны, чем старые исраилизмы, ибо положение старых является ясным, благодаря разъяснению Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, необходимого отношения к ним, и благодаря тому, что ученые много сказали об этом. Что касается новых, то они проникают в мышление мусульман в результате цивилизационной революции и тесной взаимосвязи между частями света с одной стороны и подавление исламского подъема и влияния с другой. Вот почему это — беда, бьющая ключом. Но некоторые мусульмане повержены в дремоту и не замечают ее, а другие смирились с ней. Берегись попасть в нее! Да упасет Аллах мусульман от ее зла!
Лекция № 38:
Глава 64 — Остерегайся византийских споров
То есть бесплодных и никчемных дискуссий. Византийцы обсуждали природу ангелов в то время, когда враг стоял у ворот их города, пока тот не напал на них – вот так никчемные споры отвлекают от правильного пути.
Пример предшественников – отказ от многочисленных сопоров и дискуссий и убежденность в том, что чрезмерное увлечение ими свидетельствует о недостаточной набожности. Однажды аль-Хасан услышал людей, которые спорят друг с другом, и сказал: «Этим людям наскучило поклонение, речь легка для них и у них мало набожности – поэтому они стали разговаривать» (Это сообщение привел Ахмад в книге «Аз-зухд» и Абу Нуъайм в книге «Аль-хилья»).
Лекция № 39-40:
Глава 65 — Отказ от приверженности партиям и группам и построения на этом любви и отречения
У людей ислама нет иного отличительного признака, кроме ислама и саляма. О искатель знания! Да сделает Аллах благодатным тебя и твое знание! Получай знание и призывай к Аллаху Всевышнему, держась пути предшественников.
И не будь человеком, который постоянно переходит из одной группы в другую, ибо тогда из просторов попадешь в узкие, тесные колодки. Ведь твой путь и метод — это весь Ислам целиком, а твоей группой (джамаатом) являются все мусульмане, ибо рука Аллаха — с джамаатом, и Ислам не приемлет раскола на группы и партии.
Я прошу Аллаха защитить тебя от потери цельности! Не будь тем, кто снует между течениями, группами, ложными направлениями и излишествующими партиями и набирается от них, строя на принципе принадлежности к ним свою любовь к людям или отречение от них.
Будь искателем знания, приверженным истинному пути, следующим за преданиями, соблюдающим Сунну, призывающим к Аллаху на основе знания, признающим заслуги и достоинства тех, кто ими обладает.
Поистине, эта принадлежность к партиям, принесшая новые направления и формы, которых не знали предшественники — одно из самых больших препятствий на пути к знанию и ведет к отколу от единой общины. Как сильно ослабило это явление исламское единство, и сколько бед оно принесло мусульманам!
Да защитит тебя Аллах! — Остерегайся партий и групп, приносящих беды и являющихся со злом, ибо они подобны желобам, которые собирают мутную воду и проливают ее без пользы. Кроме людей, которых помиловал Аллах, и они встали на тот путь, на котором были Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах.
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, описывая признаки людей истинного поклонения, сказал:
«Второй признак: «Они не относят себя к какому-либо имени».
То есть не известны среди людей под каким-то особым названием, используемым для обозначения определенного течения. Кроме того, они не ограничиваются каким-то одним из богоугодных деяний, от которого производится их название, так что становятся известны именно этим видом деяний и никаким другим. Это бедствие для поклонения, и такое поклонение является ограниченным.
Что же касается абсолютного поклонения, то человек, которому оно присуще, не бывает известен под определенным именем, произведенным от какого-либо из аспектов поклонения.
Они отвечают на зов всех видов поклонения, от каждого из них они берут свою долю и соучаствует в той или иной степени с теми, кто им занимается, не придерживаясь каких-либо условностей и символов, названий и одеяний или какого-либо придуманного пути. Напротив, если их спросят: «Кто ваш шейх?» — они ответят: «Посланник Аллаха». Если им скажут: «Каков ваш путь?» — они скажут: «Следование за Пророком». На вопрос: «Каково ваше одеяние?» — они ответят: «Одеяние богобоязненности», а в ответ на вопрос: «Каков ваш мазхаб?» — скажут: «Подчинение Сунне». Когда их спрашивают, что является их целью, они отвечают словами Всевышнего «И хотят они Лика Его» (Сура «Скот», 52 аят).
Если его спросят о его рибате и монастыре, он отвечает: «Дома, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается имя Его утром и вечером. Людьми, которых не отвлекают ни торговля, ни продажа от поминания Аллаха, выстаивания намаза и выплаты закята» (Сура «Свет», 36-37 аяты).
Если его спросят о его происхождении, он говорит:
«Отец мой — Ислам, и нет у меня другого
Пусть даже люди гордятся своим происхождением от Кайса или Тамима»
Если его спросят о его еде и питье, он отвечает: «Что тебе до них! С ними есть их копыта и бурдюки, они сами добираются до водопоя, едят растительность, пока их не найдет их хозяин». (Аль-Бухари и Муслим)
О какая жалость! Прошла жизнь и утекли ее часы, потраченные на унижение слабости и лени!
В то время как люди вставали на путь спасения и постепенно двигались к высшей цели!
Затем Ибн аль-Каййим сказал: «Что касается слов: «Эти люди — хранимое сокровище Аллаха, где бы они ни были». Хранимые сокровища и неприкосновенный запас царя — это то, что припрятано и скрыто у него, что он хранит для каких-то важных задач и не растрачивает на кого попало. Аналогичным образом, неприкосновенным запасом человека называется то, что он хранит для своих нужд и важных задач. Так же и эти люди: будучи скрытыми по своим причинам от окружающих так, что на них не указывают и они не выделяются из общего числа какими-то специальными внешними условностями, не относя себя к какому-то тарикату, направлению, шейху или одеянию — именно они представляют собой скрываемые хранимые сокровища.
Такие люди дальше всех от (духовных) бедствий, ибо все эти бедствия приходят вслед за искусственными рамками (обрядами, условностями) и их соблюдением, приверженностью выдуманным путям и получившим распространение новоизобретённым практикам. Это то, что отрезало большинство людей от Аллаха, а они этого не чувствуют.
Удивительно, что приверженцы этого известны своей устремленностью и волей, своим движением к Аллаху, в то время как они — за исключением единиц — отрезаны от Аллаха всеми этими искусственными формами, рамками и ограничениями.
Одного из имамов спросили о Сунне, и он ответил: «Это то, у чего нет иного имени, кроме имени „Сунна“. Эти слова означают, что Ахлус-Сунна не имеют иных названий, к которым они себя относят, кроме этого.
Среди людей есть такие, которые придерживаются только одной формы одежды, не нося другую, или сидят только в определенном месте, не сидя в другом, или придерживаются строго определенной походки, или фасона, или внешнего вида, не выходя за их пределы, или придерживаются какого-то определенного вида поклонения, не совершая других видов поклонения, даже если они выше, или держатся за определенного шейха, не обращая внимания на других, даже если те ближе к Аллаху и Его посланнику.
Все они ограждены от достижения высшей цели, отвращены от нее. Их сковывают традиции и привычки, формальности, придуманные правила и условности, которые не дают им чисто следовать за Сунной. Они оказываются изолированными от следования за ней и находятся дальше всех от этого. Ты можешь видеть, как некоторые из них занимаются упражнениями, уединением, освобождением сердца, но при этом считают знание чем-то, что отрезает от духовного пути. Когда им напоминают о необходимости проявления расположения или вражды ради Аллаха, о приказывании одобряемого и удерживании от порицаемого, они считают это чем-то праздным и вредным. Если же видят, что кто-то из их числа начинает заниматься этим, то изгоняют его и считают его чужаком. Таковые являются самыми далекими от Аллаха людьми, даже если на них много указывают. Аллаху же все ведомо лучше!»
Лекция № 41:
Глава 66 — Вещи, разрушающие эти украшения
О мой брат! — Да защитит Аллах нас с тобой от промахов! — Если ты прочел упомянутые примеры качеств, украшающих искателя знания, и норм благопристойности, которые должны быть ему присущи, и познакомился с некоторыми вредящими этим качествам и нормам вещами, то знай, что к самым опасным деяниям, рвущим и портящим ожерелье, собранное из этих качеств, относятся следующие:
- Разглашение тайн;
- Перенос разговоров от одних людей к другим;
- Грубость и языкастость (дерзкая, подавляющая людей, нахрапистая, внушительная, но не основанная на истине речь);
- Обилие шуток;
- Вмешательство в разговор двух людей;
- Злоба;
- Зависть;
- Плохие подозрения;
- Общение с последователями ереси;
- Направление шагов к запретным вещам;
Остерегайся этих и подобных им грехов, удержи себя от приближения ко всему запретному. Если ты не сделаешь этого, значит знай, что ты слабый в религии, легкомысленный, несерьезный человек, любитель злословия и сплетник. Как же ты станешь признанным искателем знания, одаренным знанием и деянием?!
Пусть Аллах направит наши шаги, дарует всем богобоязненность и хороший итог в этой и вечной жизнях! И да благословит Аллах и приветствует пророка нашего Мухаммада, и семью его, и сподвижников.