Украшение искателя знаний. Шестой раздел: Украшение деянием

Hilya Talib Ilm

ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности ученика на поприще знания

 

Лекция № 31:

Глава 44. Что относится к признакам полезного знания

Спроси самого себя, насколько ты обладаешь признаками полезного знания, среди которых:

  1. Выполнение того, что ты узнал;
  2. Отвращение к лестным отзывам, похвале и надменному отношению к людям;
  3. Увеличение скромности по мере увеличения знания;
  4. Избегание любви к лидерству, славе и земной жизни;
  5. Отказ от претензий на обладание знанием;
  6. Плохое мнение о себе и хорошее мнение о людях, избегая их порочения.

Абдуллах ибн аль-Мубарак, когда упоминали о нравственных качествах предшественников, декламировал:

Не упоминай о нас, когда упоминаешь о них
Ибо здоровый, который ходит, не подобен калеке.

Глава 45. Закят знания

Выплачивай закят из своего знания, бесстрашно произнося истину, приказывая одобряемое и удерживая от порицаемого, соразмеряя пользу и вред, распространяя знания, стремясь принести пользу, используя во благо людей свое влияние, ходатайствуя за мусульман хорошим заступничеством, когда их постигают превратности на пути истины и добра.

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его деяния прерываются, кроме трех: продолжающаяся милостыня, знание, приносящее пользу, и праведный ребенок, который молится за него». Этот хадис передали Муслим и другие.

Некоторые ученые говорят, что все эти три вещи сходятся вместе только у ученого, который щедро передает свое знание: передача им знания является милостыней, приносящей пользу, а тот, кто приобретает у него знание, является его ребенком с точки зрения обучения у него.

Стремись к этому украшению, ибо оно является главным плодом твоего знания.

Из-за своего почетного положения знание увеличивается, когда его щедро расходуют, и уменьшается, когда на него скупятся. Сокрытие же знания является для него бедствием.

Пусть утверждения о порочности настоящего времени, преобладание нечестивцев и то, что наставления приносят мало пользы, не заставят тебя отказаться от выполнения обязанности передавать и доносить знание. Если ты поступишь таким образом, то предоставить возможность нечестивцам золотую возможность, позволив им восстать против добродетели и поднять знамя порока.

 

 

Лекция № 32:

Глава 46. Величие ученых

Украситься величием ученых — это значит защищать знание и возвеличивать его, заступаясь за его величие и почет. Чем больше усилий ты будешь прилагать для этого, тем приобретешь большую долю от знания и деяния в соотвествии. Напротив, чем больше будешь пренебрегать этим, тем большего лишишься.

Посему, будь осторожен: пусть высокопоставленные люди не используют тебя как салфетку, а глупцы не пытаются оседлать тебя, в результате чего ты начнешь смягчать свои фетвы, решения, исследования или речи, проявляя в них потворство.

Не беги со своим знанием к людям этого мира и не стой у их порогов, и не расходуй его на тех, кто его не достоин, кем бы он ни был.

Да усладится твой взор чтением биографий предшествующих имамов: в их жизнеописании ты найдешь примеры самоотверженности на пути защиты знания. Удели особое внимание книгам, в которых собраны образцы этого, например, книге «Мин ахлякъ аль-ъуляма» Мухаммада Сулеймана, да смилуется над ним Аллах, книге «Аль-ислям байна аль-уляма ва аль-хуккам» Абдульазиза аль-Бадри, да смилуется над ним Аллах, книге «Манахидж аль-уляма фи аль-амр би-ль-маъруф ва ан-нахй ан аль-мункар» Аль-Фарука ас-Самарраи.

Я надеюсь, что ты сможешь прочесть в несколько больше того, что они упомянули, в книге «Иззату аль-ъуляма» (пусть Аллах облегчит возможность закончить и издать ее).

В прежние времена ученые советовали своим ученикам заучивание касыды аль-Джурджани Али ибн Абдульазиза (умер в 392 г. х.), да смилуется над ним Аллах, которая упоминается у многих его биографов. В начале поэтому сказано:

Про меня говорят, что я скован и необщителен,
Хотя видят перед собой всего лишь человека, избегающего унизительных обстоятельств;
Я вижу, что тот, кто приближается к людям, перестает быть значимыми для них,
А тот, кто удостоен величия души, тот пребывает в почете;
Если люди знания будут защищать знание, и оно будет защищать их,
А если будут возвеличивать его в своих душах, то и оно их возвеличит.

Глава 47. Защита знания

Если ты достиг какой-либо должности, то помни, что ключом к ней стало приобретение тобой знания. По милости Аллаха, а потом по причине твоего знания ты достиг руководящего поста в сфере образования, фетв, судопроизводства и так далее. Поэтому цени знание должной ценой, отдавай ему должное путем его соблюдения в деяниях, ставь его на полагающееся ему место.

Остерегайся пути тех, кто не чтит величия Аллаха, которые делают главной целью сохранение своей должности, и поэтому отклоняют свои языки от правдивой речи, и любовь к руководящему посту заставляет их заниматься потворством.

Все время храни свое достоинство и свою ценность, храня свою религию, свое знание и свою честь, проявляя мудрость и хорошую политику. Храни свое отношение к Аллаху, и Аллах будет хранить тебя. Помни об Аллахе в благополучии, и Аллах будет помнить тебя при невзгодах.

Если это приведет к лишению тебя руководящей должности — а это всё равно так или иначе когда-то произойдет — то это нестрашно, потому что это похвальное и достойное отстранение, а не позорное и порицаемое остранение.

Вызывает удивление, когда некоторые лишенные большой доли успеха люди начинают соблюдать религию, обращаются и возвращаются к Аллаху только, когда выходят в отставку. И хотя их покаяние и является действительным с точки зрения шариата, однако его религиозность ничем не отличается от религиозности старушек, поскольку польза от нее замыкается на нем самом и не переходит на других. А во время исполнения им должности, когда была нужда в получении от него пользы, он был в числе самых нечестивых, вредных и равнодушных людей, чей язык был нем в отношении истины.
Да упасет нас Аллах от того, чтобы лишиться Его поддержки.

 

 

Лекция № 33:

Глава 48. Деликатность и потворство

Потворство — низкое качество. Что же касается деликатности (учтивости, гибкости, покладистости), то она таковой не является. Однако не стоит путать одно с другим! Потворство приводит тебя к явным проявлениям лицемерия. Именно оно вредит твоей религии.

Глава 49. Увлеченность книгами

Известно, какое почетное положение занимает знание. Потому что оно несет широкую пользу и нужда в нем такая же, как нужда организма в дыхании. Ущербность человека тем явственнее, чем ущербнее его знание, а вкушение им удовольствия и радости тем больше, чем больше количества знания он приобрел. Вот почему так велика увлеченность искателей знания ученьем и так сильна их любовь к собиранию книг, непременно сопровождающееся отбором. Есть много сообщений об этой любви искателей знания к собиранию книг, упоминание чего требует много времени. Сведения об этом содержатся в книге «Хабар аль-китаб», окончание и издание которой прошу Аллаха облегчить для меня.

Посему храни главные книги и знай, что одна книга не заменяет другую. Однако не заполняй свою библиотеку бесполезными книгами и не путай ими свои мысли. Особенно, если это книги еретиков, ибо они — смертельный яд.

Глава 50. Опора твоей библиотеки

Тебе следует собирать книги, которые составлены методом приведения доводов, постижения премудростей законоположений и погружения в тайные глубины вопросов.

 

 

Лекция № 34:

К самым важным из них относятся книги двух шейхов — шейхуль-Исляма ибн Теймии и его ученика ибн аль-Каййима аль-Джаузиййа, да смилуется над ними Аллах.

К такому же роду книг — прежде и постоянно — можно отнести книги:

  1. Аль-Хафиза Ибн Абдульбарра (умер в 463 г.х.), да смилуется над ним Аллах. Самой важной его книгой является «Ат-тамхид».
  2. Аль-Хафиза Ибн Кудамы (умер в 620 г.х.), да смилуется над ним Аллах. Самой главной его книгой является «Аль-мугни».
  3. Имама аль-Хафиза ан-Науауи (умер в 676 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  4. Аль-Хафиза за-Захаби (умер в 748 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  5. Аль-Хафиза Ибн Касира (умер в 774 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  6. Аль-Хафиза Ибн Раджаба (умер в 795 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  7. Аль-Хафиза Ибн Хаджара (умер в 852 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  8. Аль-Хафиза аш-Шауканм (умер в 1250 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  9. Имама Мухаммада ибн Абдульваххаба (умер в 1202 г.х.), да смилуется Анд ним Аллах.
  10. Книги ученых, представляющих этот призыв, самой полной из которых является «Ад-дурар ас-саниййа».
  11. Выдающегося ученого ас-Санаъани (умер в 1182 г.х.), да смилуется над ним Аллах. Особенно его полезная книга «Субуль ас-салям».
  12. Выдающегося ученого Сыддик Хасан Хана аль-Къаннауджи (умер в 1308 г.х.), да смилуется над ним Аллах.
  13. Выдающегося ученого Мухаммада аль-Амина аш-Шинкъити (умер в 1393 г.х.), да смилуется над ним Аллах. Особенно его книга «Адуа аль-байан».

Глава 51-52. Обращение с книгой

51 — Ты не получишь пользы от книги, пока не ознакомишься с терминологией, которой пользуется в ней ее автор. Очень часто она бывает освещена в предисловии к книге, поэтому начинай чтение книг с прочтения предисловий.

52 — Когда приобретаешь книгу, не помещай ее в свою библиотеку до тех пор, пока не просмотришь ее, или не прочтешь ее предисловие, содержание и затронутые в ней темы. Если же ты просто положишь ее в тот раздел библиотеки, который соответствует ее отрасли, то, возможно, пролетит время и закончится жизнь, а ты так и не взглянешь на нее. И это известно из опыта. И лишь Аллах дарует содействие в успехе.

Глава 53. Уточнение неясностей в написанном

Когда пишешь, то уточняй написанное, устраняя неясности. Это включает в себя:

  1. ясность почерка;
  2. написание в соотвествии с правилами орфографии и правописания. Этому вопросу составлено много книг, наиболее важными из которых являются «Китаб аль-имля» Хусейна Уали, «Кауаид аль-имля» Абдуссаляма Мухаммада Харуна, «Аль-муфрад аль-алям» аль-Хашими, да смилуется над ними всеми Аллах;
  3. расстановка точек над буквами, имеющими точки, и оставление без точек букв, в которых они отсутствуют;
  4. расстановка огласовок в сложных словах;
  5. расстановка знаков препинания в написанном, за исключением аятов и хадисов.