Украшение искателя знаний. Пятый раздел: Нормы благопристойности ученика на поприще знания

Hilya Talib Ilm

ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности ученика на поприще знания

 

Лекция № 20:

Глава 24. Великое рвение в знании

К неотъемлемым качествам мусульманина является желание украситься великим рвением и устремлением. Это качество является магнитным центром твоей личности, контролирующим твои органы. Великое рвение и устремленность привлечет к тебе — с позволения Аллаха — неиссякаемое благо, благодаря чему ты сможешь подняться на ступени совершенства. В жилах твоих потечет кровь доблести. Благодаря этому качеству ты сможешь мчаться по поприщу знания и деяния, и люди будут видеть тебя стоящим лишь у дверей достоинств и простирающим руки только к важным делам.

Украситься этим качеством значит избавиться от глупых и никчемных надежд и деяний. Оно избавит тебя, вырвав его с корнем, от дерева униженности, презренности, заискивания и угодливости. Великое рвение и устремленность означает крепость духа и стойкость сердца, которое не пугают те или иные ситуации и позиции. Кто же лишен великой устремленности, тот бывает труслив и малодушен, и уста его закрыты из-за неспособности произнести слово.

Но не ошибись, перепутав высокую устремленность с высокомерием, потому что между ними такая же разница, как между небом, обладателем возвращения, и землей, обладательницей разрыва.

Высокая устремленность — украшение наследников пророков, а высокомерие — недуг несчастных тиранов.

О искатель знания! Начерти для себя дорогу высокой устремленности, и не сворачивай с нее! Шариат указал на нее в тех вопросах фикха, с которыми тебе приходится сталкиваться на протяжении жизни, чтобы ты был всегда начеку и был готовый приобрести ее. Среди этих вопросов фикха — дозволенность тайаммума для взрослого и дееспособного человека, когда у него нет воды, и снятие с него обязанности принимать в качестве подарка деньги на покупку воды для омовения, потому что это значит стать обязанным другому человеку, что оказывает влияние на устремленность. И по этому вопросу можешь судить и о других вопросах. А Аллаху все ведомо лучше!

 

 

Лекция № 21:

Глава 25. Жажда получения знания

Если ты знаешь слова, относимые к праведному халифу Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах: «Цена каждого человека определяется тем, что он хорошо умеет», (говорят, что нет слов, которые были бы способны так же побудить к получению знания), то остерегайся ошибки, допускаемой теми, кто говорит: «Что оставил первый для второго?». Правильно говорить: «Сколько много оставил первый для второго!»

Поэтому ты обязан стараться получить как можно больше из наследия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приложить все усилия для поиска, приобретения и исследования. И какого бы уровня знания ты ни достиг, помни: «Как много оставил первый для второго!».

В книге «Тарих Багдад» аль-Хатыб, описывая биографию Ахмада ибн Абдульджалиля, приводит такие слова из его касыды:

Кто имеет возвышенное устремление, тот не подобен человеку с презренной целью;
И обладатель ума не подобен глупцу;
Цена человека определяется тем, что он хорошо умеет,
Таково суждение имама Али.

Глава 26. Путешествия ради обретения знания

«Кто не отправляется в путь, к тому не отправляются в путь», то есть тот, кто не выезжает в поисках знания, чтобы найти учителей и обучаться у них, тот вряд ли станет достойным того, чтобы ехали к нему, потому что эти ученые, проведшие много времени в изучении, обучении и передаче знания, так тщательно изучили вопросы, так точно поняли их, постигли такие научные тонкости и приобрели такой опыт, что найти все это в толще книг весьма сложно.

Остерегайся отказа от этого и не следуй путем праздных последователей суфизма, которые знанию на бумаге предпочитают знание рубищ и лохмотьев.

Когда одному из таких сказали: «Почему ты не едешь к Абдурраззаку, чтобы послушать от него хадисы?» — он ответил: «Зачем слышать от Абдурраззака тому, кто слышит от Самого Создателя?»

Другой из них сказал:

Когда ко мне обращаются посредством знания, записанного на бумаге,
Я беру над ними верх посредством знания рубищ.

Остерегайся этих людей, которые не принесли пользу Исламу и не сломили врагов, а, напротив, стали для Ислама бедствием и злом.

 

 

Лекция № 22:

Глава 27. Сохранение знания посредством записывания

Прилагай усилия для сохранения знания путем его записывания, потому что письменное фиксирование знания защищает его от потери и облегчает его поиск в случае нужды, особенно, когда речь идет о вопросах, изложенных не там, где их предполагаешь найти. Одной из самых главных полезных сторон этого является то, что когда ты состаришься и ослабнешь, у тебя будет материал, используя который ты сможешь написать о каком-то предмете, не испытывая затруднений, связанных с поиском и исследованием.

Поэтому заведи для себя тетрадь или записную книгу, куда ты будешь записывать полезные выводы, редкие сведения и исследования, рассыпанные в тех местах, где их не ожидаешь встретить. Если ты будешь использовать обложку книги для записи встречающихся в ней вещей подобного рода, то это также неплохо. После этого перенеси собранные тобой сведения в записную книгу, расположив их по темам, записав суть вопроса, название книги, номер страницы и том, а после этого напиши там, где эти сведения были записаны вначале: «перенесено», чтобы не спутать с теми сведениями, которые еще не перенесены. Аналогичным образом при чтении книг следует писать «дошел до такой-то страницы», чтобы не упустить что-то, что еще не было прочитано.

У ученых есть ряд трудов такого порядка. Среди них: «Бадаиъ аль-фаваид» Ибн аль-Каййима, «Хабая аз-завая» аз-Заркаши, книги «Аль-игфаль», «Бакая аль-хабая» и другие.

Итак, фиксируй знание посредством записи, особенно какие-то редкие выводы, которые ты обнаружил там, где не предполагал, и сведения, скрытые в потаенных местах, не там, где они обычно приводятся, и жемчужины, рассыпанные там и тут, которые ты видишь или слышишь и боишься упустить… Поступай таким образом, ибо память слабеет, а забывание — вещь случающаяся.

Аш-Шаъби сказал: «Когда слышишь что-то, записывай это, пусть даже на стене» (сообщение передал Хайсама).

Когда у тебя соберется столько материала, сколько пожелает Аллах, перепиши его в тетрадь или записную книгу, расположив вопросы по темам, потому что это выручит тебя в самое критическое время, когда понимание может оказаться не по силам даже крупным знатокам.

Глава 28. Сохранение знания посредством заботы о нем

Приложи все усилия для оберегания знания, заботясь о нем посредством деяния и следования. Аль-Хатыб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Изучающий хадис должен при его изучении сделать искренним свое намерение и сделать своей целью Лик Аллаха, Пречист Он. Он должен остерегаться сделать свое обучение путем к достижению мирских благ и способом для получения платы, ибо сообщается об угрозе тем, кто посредством знания стремится к подобным вещам.

Пусть боится того, чтобы гордиться и хвастаться знанием и изучать хадис ради главенства над окружающими, обретения последователей и собирания вокруг себя людей, потому что в основном беда к ученым приходит с этой стороны.

Ему надлежит сделать запоминание хадисов запоминанием для заботы о соблюдении, а не запоминанием для передачи, ибо передатчиков знания много, а соблюдающих его мало. И как часто присутствующий бывает подобен отсутствующему, а знающий — невежде, и как часто носитель хадиса ничего не получает от него, потому что, отказываясь выполнять содержащееся в нем установление, становится таким же, как тот, кто не знает и не ведает о нем».

Изучающий хадис во всех своих делах должен отличаться по поведению от простых людей, используя то, что передано от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, насколько может, и возлагая на себя выполнение Сунны, ибо Всевышний Аллах говорит: «Для вас в посланнике Аллаха был явлен прекрасный пример» (Сура «Сонмы», 21 аят)».

Глава 29. Повторение выученного

Производи осмотр своего знания время от времени, потому что отсутствие осмотра — признак (причина) ухода знания каким бы оно ни было.

От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, знающий Коран, подобен хозяину стреноженных верблюдов, который если постоянно заботится о том, как они привязаны, и проверяет их, то сможет их удержать, а если оставит их несвязанными, то они уйдут» (хадис передали оба шейха, а также Малик в «Аль-муватта»).

Аль-Хафиз Ибн Абдульбарр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом хадисе содержится доказательство того, что если человек не заботится о своем знании, производя его осмотр и повторение, то оно уходит от него, кем бы он ни был. В хадисе упоминается Коран, потому что их знанием в то время был Куран и ничто другое. И если Куран, запоминание которого облегчено, уходит от человека, не контролирующего его сохранность и не освежающего его в памяти, то что говорить о других известных видах знания?! Лучшее знание — это то, общие основы которого прочны и точны, частные вопросы заучены и которое ведет к Всевышнему Аллаху, указывая на то, чем Он доволен».

Один из знатоков сказал: «Всякое величие, не подкрепленное знанием, обречено на униженность».

 

 

Лекция № 23:

Глава 30. Обретение понимания посредством связывания частных вопросов с основами

За фикхом стоит старание по обретению понимания (тафаккух), и обладающий им на практике — это тот, кто способен связывать законоположения с их шариатским обоснованием и целью.

В хадисе ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да осветит Аллах лик человека, который услышал мои слова, запомнил и усвоил их, а затем передал их, как услышал, ведь зачастую передатчик знания (фикха) не является обладателем понимания (факих), и зачастую передатчик знания (фикха) передает его тому, кто имеет лучшее понимание, чем он». (Ахмад, 4157. Ат-Тирмизий, 10/124. Ибн Маджах, 1/85)

Ибн Хайр, да смилуется над ним Аллах, раскрывая смысл этого хадиса, сказал: «В нем разъясняется, что фикх (понимание) — это способность извлечь и постичь смыслы речи через ее осмысление и уяснение. Хадис содержит указание на обязательность обретения понимания, изучение смыслов хадиса, извлечение скрытых в нем тайн».

Два шейха — шейхуль-ислям ибн Теймия и его ученик ибн аль-Каййим аль-Джаузиййа — да смилуется над ними Аллаха, занимают в этом вопросе ведущее положение. Кто знакомится с книгами этих двух имамов, того их изучение прямиком ведет к обретению понимания.

К прекрасным словам ибн Теймии, да смилуется над ним Аллах, относится то, что он произнес в одном из собраний для обретения понимания: «А затем: мы с вами были в собрании для обретения понимания в религии и рассмотрения целей шариатских законоположений, получив представление о них, точно изложив их, подведя под них фундамент (основу) и разобрав их в подробностях. Мы говорили о …. И я говорю: «Нет мощи и силы, иначе как от Аллаха. Этот вопрос построен на одной основе и двух производных».

Знай, да наставляет тебя Аллах, что обретению понимая предшествует размышление (тафаккур), ибо Всевышний Аллаха призвал Своих рабов в ряде аятов Его писания проявлять активность, рассматривая глубоким взглядом размышления царства небес и земли, внимательно рассматривая самого себя и то, что вокруг, раскрывая настежь врата умственных способностей, для того, чтобы укрепить веру, углубить понимание религиозных законов, достичь триумфа в знании. «Вот так Аллах разъясняет вам Свои знамения (аяты), может быть вы уразумеете!» (Сура «Корова», 242 аят). «Скажи: «Разве сравнятся слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?!» (Сура «Скот», 50 аят).

Исходя из сказанного, обретение понимания (тафаккух) имеет более далекие пределы, чем размышление (тафаккур), поскольку является его плодом и результатом, а иначе, как сказал Всевышний, «что с этими людьми: они почти не понимают речи?!» (Сура «Женщины», 78 аят)

Однако это понимание должно ограничиваться доводом и быть огражденным от прихотей и страстей. «А если ты последуешь за их страстями, после того знания, которое к тебе пришло, то не будет для тебя от Аллаха ни покровителя, ни помощника» (Сура «Корова», 120 аят).

О искатель знания! Украсься рассмотрением и размышлением, пониманием и старанием обрести его, и, возможно, ты сможешь перейти от этапа «факих» (понимающий) к этапу, именуемому у специалистов фикха «факих ан-нафс» (понимающий душой), а в терминологии специалистов хадиса — «факих аль-бадан» (понимающий телом, то есть на деле), и это когда человек способен связать законоположения с шариатской целью и обоснованием.

Когда встречаешься с какими-то новыми вопросами, подвергни их всестороннему рассмотрению, подведя их к основам, уделив полное внимание правилам и нормам.

 

 

Лекция № 24:

Тщательно и сосредоточенно рассматривай частные вопросы, исследуя их и помещая их в общую шариатскую форму (отливая их в общей шариатской форме), представляющую собой общие правила и основы, например, правило о пользах, об устранении вреда и сложностей, о необходимости облегчения, о закрытии двери ухищрений, о перекрытии путей для запрещенного.

Таким образом, тебе всегда будет указываться правильный путь, так как это будет выручать тебя в затруднительных ситуациях.

Ты должен, как я уже указывал ранее, обретать понимание шариатских текстов, приобретать видение причин установления тех или иных предписаний, рассматривать цели, подразумеваемые шариатом. Если твое понимание лишено этого, а слух отвращен от этого, то ты потерял время и к тебе применимо имя «невежда».

Именно это качество позволит тебе точно различать нюансы, даст тебе правильный критерий для больших приобретений в знании и способности извлекать выводы, ибо факих – это тот, кто когда встречается с ранее неизвестным вопросом, по поводу которого нет шариатского текста, способен вынести суждение о нем. Специалист по риторике – это не тот, кто может рассказать тебе классификации и определения, а тот, кто способен проникнуть взором знатока риторики в смыслы писания Аллаха и извлечь из его глубин спрятанные знания с различными аспектами, а когда пишет или говорит, то словно нанизывает жемчужины слов на нить ожерелья.

И это же касается всех остальных наук.

 

 

Лекция № 25:

Глава 31. Прибегание к Всевышнему Аллаху при поиске и получении знания

Не пугайся, если вдруг какая-то наука не открывается для тебя, ведь даже некоторым известным выдающимся ученым некоторые науки дались с трудом, и среди них были такие, кто открыто указывал на это в своих биографиях. В качестве примера упомянем аль-Асмаъи, которому тяжело далась наука аль-уруд, специалиста по хадису ар-Рухави, испытавшего затруднения при изучении арабских видов письма, специалиста по ан-нахву Абу Муслима, которому с трудом удалось изучить ас-сарф, ас-Суйути, столкнувшегося со сложностями при изучении арифметики. Абу Убейде, Мухаммаду ибн Абдульбаки аль-Ансари, Абу аль-Хасану аль-Къатыйъи, Абу Закарии Яхье ибн Зияду аль-Фарра, Абу Хамиду аль-Газали — всем пятерым не открывалась наука ан-нахв.

О искатель знания! Умножь в разы свое рвение, устремись к Аллаху с мольбами и прибегни к Нему со смирением!

Шейхуль-Ислям ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, очень часто, когда испытывал затруднения в толковании того или иного аята из Книги Аллаха, произносил такую мольбу: «О научивший Адама и Ибрахима, научи меня! О давший понимание Сулейману, позволь мне понять!» — и после этого неясное открывалось для него.

Глава 32. Ученая надежность

Искатель знания должен быть украшен высокой степенью ученой надежности при поиске знания и его получении, при выполнении деяний, при донесении знания и его передаче. «Ибо счастье общины заключено в праведности ее деяний, а праведность ее деяний зависит от правильности ее знаний, правильность же знания зависит от того, насколько надежны и честны ее мужи при передаче и описании чего-то. Тот, кто говорит о чем-то, что касается религиозного знания, не придерживаясь честности и надежности, тот наносит рану знанию и кладет камень преткновения на пути общины.

В массе людей, относящих себя к разным знаниям, непременно бывают такие, кто не получает знание ради того, чтобы украситься высочайшим достоинством или принести людям пользу посредством познанной ими мудрости. В душах такого сорта людей не найдешь прочной надежности, и поэтому они не гнушаются передавать то, чего не слышали, или описывать то, чего не знают. Именно это обстоятельство заставляло крупных ученых подвергать передатчиков критическому анализу, отделяя тех, кто излишествует в словах, от тех, кто не выходит за рамки того, что знают. Они делали это для того, чтобы искатели знания имели четкое представление о достоинстве того, что читают, и чтобы от них не укрылась его степень: можно ли однозначно охарактеризовать это как ложь или как правду, или говорить о преобладании одной из них над другой, или об одинаковой степени вероятности их обеих».

 

 

Лекция № 26:

Глава 33. Правдивость

Правдивость речи — это залог почтенности, благородство души, чистота сердца, возвышенность помыслов, разумность, предвестник любви в отношениях с творениями, это счастье единой общины и сохранность религии. Вот почему она является индивидуальной обязанностью каждого. Как велика неудача тех, кто пренебрег правдивостью. Такой человек нанес урон себе и своему знанию.

 

 

Лекция № 27:

Аль-Аузаъи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Прежде, чем учиться знанию, научись правдивости!»

Уакиъ, да смилуется над ним Аллах, указывал: «Это занятие (то есть поиск религиозного знания) таково, что подняться к нему могут только правдивые».

Посему, учись быть правдивым прежде получения знания, и да смилуется над тобой Аллах. Правдивость — это произнесение речи, которая соответствует действительности и внутреннему убеждению. Правдивости присущ один путь. Что касается ее противоположности — лжи, то она представлена множеством форм, окрасок, дорог и долин, которые могут быть объединены в три группы:

  1. Ложь заискивания и лести: это то, что противоречит и действительности, и внутренним убеждениям. Например, когда человек льстит кому-то, кто известен ему как нечестивец и еретик, характеризуя его как стойкого приверженца прямого пути.
  2. Ложь лицемерия: это слова, которые противоречат внутренним убеждениям, хотя и соответствуют действительности. Примером может быть лицемер, произносящий то, что говорят приверженцы Сунны и верного пути.
  3. Ложь глупца: произнесение слов, соответствующих внутреннему убеждению, но не соотносящихся с действительностью. Например, когда человек убежден в правдивости приверженца суфийской ереси и характеризует его как угодника и праведника.

Придерживайся широкой дороги правды, и не приводи язык в движение, не вытягивай губ и не раскрывай уст, иначе как для изречения слов, выражающих твои подлинные внутренние чувства, такие как любовь или ненависть, или твои внешние ощущения, которые постигаются пятью чувствами: слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием.

Правдивый человек, если ненавидит кого-то, то не говорит ему «я люблю тебя», и не говорит «я слышал», если не слышал, и так далее. Остерегайся того, чтобы вокруг тебя кружили предположения, из-за чего решительное стремление говорить правду подведет тебя, и ты окажешься в списке лжецов.

Способ, гарантирующий защиту от этого, в тех случаях, когда душа борется с тобой, склоняя к лживым словам — это одолевать ее, вспоминая о высоком и почетном положении правдивости и о порочности и низости лжи, а так же о том, как быстро происходит разоблачение лжеца.

И уповай при этом на Аллаха и не ослабевай!

Не открывай для себя дорогу к иносказаниям, кроме тех ситуаций, которые очерчены шариатом.

О искатель знания! Берегись отскока от правдивости к иносказаниям, а затем и ко лжи! Самым худшим направлением, в котором может произойти этот отскок, является ложь в области религиозного знания, чему способствуют такие недуги, как соперничество с равными или желание прославиться в странах и землях.

Кто стремится заработать славу, превышающую его истинный уровень, пусть знает, что есть мужи, обладающие острой проницательностью и пером, дающим критическую оценку, которые взвешивают славу на весах религиозных преданий, и ты будешь разоблачён, лишившись трех вещей:

  1. Доверия людских сердец;
  2. Своего знания, что будет сопровождаться непринятием тебя людьми;
  3. Веры твоим словам, даже когда будешь говорит правду.

В конечном итоге, тот, кто делает своим ремеслом введение в заблуждение посредством красивых слов, тот является братом колдунов, а колдун не преуспеет, где бы он ни оказался. Аллаху же все ведомо лучше.

 

 

Лекция № 28:

Глава 34. Щит искателя знания

Щитом ученого является слова «я не знаю», а разрывает это прикрытие пренебрежение этими словами и фраза «говорят …».

Посему половиной знания являются слова «я не знаю», а половиной невежества — слова «говорят» и «я думаю».

Глава 35. Сохранение главного капитала — отведенных тебе часов жизни

Береги, береги свое время, предназначенное для приобретения знания! Будь союзником работы, и не будь союзником безделья, будь завсегдатаем учебных мест, а не завсегдатаем прогулочных мест и ночных бесед. Береги время, проявляя серьезность и усилия, постоянно получая знание, находясь подле учителей, занимаясь знанием, будь то чтение или обучение чтению, изучение или размышление, заучивание или исследование. Это особо необходимо в расцвете молодости, в период, который является началом жизненного пути и кладезем здоровья. Используй этот драгоценный шанс, чтобы достичь высоких ступеней знания, потому что этот возраст — время сосредоточенности сердца и собранности мысли, когда у человека еще нет стольких занимающих и отвлекающих его обстоятельств в виде всевозможных житейских обязанностей и руководства людьми, когда бремя ответственности и содержания семьи еще не велико.

Как человеку, обремененному многочисленной семьей, достичь высоких целей!

Поистине, к ним устремляются одинокие, те, которые одни.

Ни в коем случае не позволяй завладеть собой такой вещи как откладывание на потом, не говори: «я начну это делать после того, как освобожусь от того-то», или: «буду делать это, когда выйду в отставку после этой работы» и тому подобное. Напротив, ты должен спешить, пока в отношении тебя не свершилось то, о чем сказал Абу Таххан аль-Къайни:

Груз времени меня согнул
Я стал подобен охотнику, крадущемуся к дичи;
И коротки мои шаги, так, что видящий меня считает,
Что я закован в цепи, хотя это не так.
Усама ибн Мункиз сказал:
На рубеже восьмидесяти лет все тело охватила слабость
И огорчает меня слабость моих ног и дрожь в руках.
Когда пишу, то почерк мой дрожит
Подобно человеку, у которого трясутся кисти
Как удивительно, что моя длань теперь не может поднимать перо
Хотя могла метать копье в грудь льва доселе
Скажи тому, кто долго жить мечтает:
Вот таковы итоги долгих лет!

Если ты спешишь и не медлишь, то это свидетельствует о твоем великом рвении к знанию.

Глава 36. Предоставление отдыха душе

Выдели из своего времени немного часиков для отдыха души в садах тех знаний, которые связаны с общей культурой, потому что сердца нуждаются в том, чтобы время от времени давать им отдых.

В предании от повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, говорится: «Предоставляйте сердцам отдых, подыскивая для них какие-то редкие мудрости, ибо сердца утомляются также, как утомляются тела».

Шейхуль-Ислям ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, касаясь мудрых смыслов запрета на совершение дополнительных намазов в определенное время, сказал: «Запрет на их совершение в некоторые часы содержит в себе и другую пользу, в частности: предоставление душам в некоторые часы отдыха от тяжести поклонения, так же, как они отдыхают во время сна и в иное время. Вот почему Муаз говорил: «Я надеюсь получить награду за свой сон так же, как надеюсь получить ее за свое ночное бодрствование»

И сказал: «Говорят, что одним из мудрых смыслов запрета на совершение дополнительных намазов, не связанных с причиной и временем, в некоторые часы, является предоставление душам отдыха в запретные промежутками времени, чтобы они приобрели бодрость для совершения намаза, потому что душа тянется к тому, что ей не позволялось делать, и после отдыха приобретает бодрость для совершения намаза. Аллаху же сие ведомо лучше».

Вот почему с давних времен получили распространение еженедельные выходные, для которых, как правило, отводилась пятница и предвечернее время в четверг. Некоторые устраивали отдых во вторник, или в понедельник, в дни праздника Разговения и праздника Жертвоприношения, отдыха от одного до трех дней, и так далее.

Сведения об этом мы обнаруживаем в книгах об этике обучения знанию и в книгах, посвященных биографиям выдающихся людей, например, в книге «Адаб аль-муаллимин» Сухтуна (стр.104), «Ар-рисаля аль-муфассыля» аль-Кабиси (стр.135-137), «Аш-шакаик ан-ну’маниййа» (стр.20), “Абджад аль-улюм«(1/195-196), «А ляйся ас-субху би-кариб» ат-Тахира ибн ’Ашура, в «Аль-фатауа» Рашида Ар-Рида (1212), «Му’джам аль-бульдан» (3/102), «Аль-фатауа» шейхуль-ислям ибн Теймии, (25/318-320, 329).

Глава 37. Чтение для исправления и уточнения

Стремись читать книги знающим учителям с целью проверить правильность и точность своего чтения и избежать таким образом искажений, неправильного произнесения слов, ошибок и неверного понимания.

Знакомство с биографиями ученых, особенно крупных хранителей знания, позволяет обнаружить немало примеров того, как они прочитывали глубоко компетентным учителям за несколько встреч или за несколько дней обширные труды для того, чтобы проверить точность своего знания.

Так, аль-Хафиз ибн Хаджар, смилуется над ним Аллах, прочел «Сахих аль-Бухари» за десять встреч, каждая из которых длилась по десять часов, прочел «Сахих Муслима» за четыре собрания в течение двух дней и первой половины третьего дня, закончив чтение в день Арафа, в пятницу 813 года хиджры.
Книгу «Сунан ибн Маджах» он прочел за четыре встречи, а чтение сборника «Му’джам ас-сагир» ат-Табарани было окончено им за одну встречу, которая продолжалась между полуденной и послеполуденной молитвами.

Что касается его учителя аль-Файруза Абади, то он прочитал «Сахих Муслима» для уточнения правильности своего чтения своему учителю Ибн Джахбалю за три дня. Аль-Хатыб аль-Багдади, аль-Му’таман ас-Саджи, Ибн аль-Аббар и другие подали в этом вопросе совершенно удивительные примеры, упоминание которых заняло бы много времени. Познакомиться с ними ты можешь в таких книгах, как: «Ас-сийар» за-Захаби (18/277, 279), (19/310), (21/253), «Табакат аш-шафи’иййа» ас-Субки (4/40), «Аль-джауахир уа ад-дурар» ас-Сахауи (1/103-105), «Фатх аль-мугис» (2/46), «Шазарат аз-захаб» (8/121, 206), «Хулясату аль-асар» (1/82-83), «Фихрис аль-фахарис» аль-Куттани, «Таджж аль-’арус» (1/45-46).

Не забывай свою долю от этого.

Глава 38. Штудирование обширных трудов

Штудирование обширных трудов относится к самым важным задачам, потому что эти труды содержат в себе различные виды познаний, потому что это позволяет расширить кругозор, извлечь таящиеся в этих трудах полезные и редкие сведения, приобрести опыт поиска тех или иных вопросов и исследований, познакомиться с методикой, которой придерживаются авторы при составлении трудов, и их терминологией. Читая обширные книги, прежние ученые делали надпись «Дошел досюда», для того, чтобы при возобновлении чтения не упустить что-то, особенно после долгих перерывов.

 

 

Лекция № 29:

Глава 39. Задавание вопроса благим образом

Придерживайся этики обсуждения того или иного вопроса, которая включает в себя способность хорошо задать вопрос, затем хорошо выслушать ответ и правильно понять его. Ни в коем случае, получив ответ, не говори: «Однако шейх такой-то ответил мне так-то» — или: «… высказал иное мнение». Остерегайся этого, потому что, во-первых, это недостаток этики и благопристойности. Во-вторых, это попытка столкнуть друг с другом ученых.

Если же спросить об этом необходимо, то будь корректен в вопросе и сформулируй его так: «Каково ваше мнение о такой-то фетве», — не называя ничьих имен.

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если садишься возле ученого, то задавай вопрос для того, чтобы обрести понимание, а не для того, чтобы проявить упрямство и придирчивость».

И сказал: «Знание имеет шесть ступеней:
Первая: задавание вопросов благим образом;
Вторая: внимательное и молчаливое слушание;
Третья: правильное понимание;
Четвертая: запоминание;
Пятая: обучение других;
Шестая: выполнение деяний в соответствии с полученным знанием и соблюдение границ, на которые оно указывает. Данная ступень является плодом знания»
.

Перечислив эти ступени, Ибн аль-Каййим привел ценное исследование, посвященное их разъяснению.

Глава 40. Дискуссии без вступления в пристрастные споры

Сторонись пристрастных, бесплодных споров, ибо они бедствие. Что же касается дискуссии ради прихода к истине, то она является благом, ведь она, будучи построенной на искреннем желании добра, сдержанности, благоразумии и стремлении распространить знание, способствует торжеству истины над ложью, весомого мнения над слабым. Пристрастный же спор во время диалогов и дискуссий — это не более чем словопрения и выставление себя напоказ, шум и высокомерие, борьба для личной победы и перепалка, кичливость, ненависть и потакание глупцам. Так остерегайся же этого и тех, кто этим занимается, и тем самым сохрани себя от грехов и перехода за запретную черту. Отстранись — и уцелеешь, отвратив грех и ущерб!

 

 

Лекция № 30:

Глава 41. Воспроизведение знания в памяти

Наслаждайся проведением времени со знающими, воспроизводя в памяти узнанное и обмениваясь сведениями, поскольку это занятие по многим пунктам превосходит чтение, оттачивая ум и укрепляя память. При этом соблюдай беспристрастность и доброе обращение, отдаляясь от причинения несправедливых обид, шума и необдуманности.

Будь острожен — это занятие вскрывает изъян того, кто неправдив.

Если же этим заниматься с тем, кто ущербен в знании и слаб интеллектом, то оно превращается в недуг и взаимоотчуждение.

Что же касается самостоятельного повторения и воспроизведения в памяти пройденных вопросов, то это должно стать твоим неотлучным спутником, ибо сказано: «Оживлением знания является его воспроизведение в памяти».

Глава 42. Искатель знания должен жить между Кораном и знаниями Сунны

Куран и Сунна должны быть для искателя знания как два крыла. Берегись быть с переломанным крылом.

Глава 43. Полное овладение прикладными основами каждой из наук

Ты не сможешь стать прочным и глубоко знающим искателем знания до того времени, пока верблюд не войдет в игольное ушко, если не овладеешь в полной степени всеми прикладными составляющими и инструментами той науки, которую изучаешь: если это фикх, то нужно овладеть науками «фикх» и «усуль аль-фикх» (основы, принципы, методология фикха), если это хадис, то наукой о передаче хадисов (ильм ар-ривая) и наукой о понимании хадисов (ильм ад-дирая), и т.д. если же ты не собираешься этого делать, тогда даже не утруждай себя.

Всевышний сказал: «Те, кому Мы даровали Писание и они читают его по-настоящему, те являются верующими в него» (Сура «Корова», 121 аят). Из этих слов следует, что искатель знания не должен оставлять изучение какой-либо науки, пока не овладеет ею крепко.