Украшение искателя знаний. Четвертый раздел: Нормы благопристойности в отношении товарищей

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности в отношении товарищей

Лекция № 19:

Глава 23 – Остерегайся плохого товарища

Как корень непременно оказывает скрыто свое влияние, так и чье-то плохое поведение и непристойность скрыто оказывают свое влияние, поскольку нравственные качества переходящи, а натуры переимчивы. Люди подобны стаям куропаток и по природе устроены так, что уподобляются друг другу. Посему остерегайся общения с такого рода людьми, ибо это гибель, ведь предотвратить всегда проще, чем исправить и устранить.

Исходя из сказанного, выбери себе для дружбы и товарищества того, кто будет помогать тебе идти к желанной цели, приближать тебя к твоему Господу, того, чьи благородные устремления и цели совпадают с твоими. Далее приведу тебе наиболее точную классификацию друзей. Они делятся на три вида:

  • Друг по корыстному интересу;
  • Друг по наслаждениям;
  • Друг по стремлению к достоинствам;

Первые два вида отсекаются и дружба с ними прерывается, как только прерывается причина для нее — корыстный интерес в первом случае и удовольствие во втором. Что касается третьего вида дружбы, то именно на него нужно опираться и именно при нем побудительной причиной является обмен убежденностью в необходимости укрепления достойных качеств в каждом из двух друзей.

Друг по стремлению к достоинствам — это редкая монета, которую очень непросто найти.

Хишам ибн Абдульмалику (умер в 125 г.х.) принадлежат такие ценные слова: «Из удовольствий этой жизни не осталось не испробованным ничего, кроме брата, в общении с которым на меня будет возложен труд беречь праведность между нами».

Одним из изящных и полезных разъяснений являются слова некого человека про уединение и отшельничество: «Отшельничество (ъузля / عزلة) без буквы „ъайн“, которая указывает на знание (ъильм /علم), превращается в заблуждение (залля / زلة), а без буквы „зай“, указывающей на аскетизм (зухд / زهد), превращается в недуг (ъилля / علة)».

You may also like...