Украшение искателя знаний. Третий раздел: Нормы благопристойности ученика в отношении шейха

Hilya Talib Ilm

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ: Нормы благопристойности ученика в отношении шейха

 

Лекция № 14:

Глава 18. Соблюдение почтительного отношения к шейху

Поскольку знание с самого начала не приобретается из книг, а требует наличия шейха, от которого ты получишь ключи для поиска знания и тем самым обезопасишь себя от ошибок и промахов, ты обязан украсить себя почтительностью к шейху, и, поистине, это залог успеха, счастья, приобретения и достижения (результата). Пусть твой учитель будет для тебя тем, к кому ты проявляешь глубокое почтение, уважение, признательность, вежливое, доброе, учтивое, мягкое обращение.

Придерживайся в отношении шейха всей совокупности правил благопристойности, когда сидишь с ним и когда ведешь с ним беседу, когда задаешь ему вопросы и слушаешь его. Веди себя пристойно при перелистывании книги и в отношении книги. Не допускай надменности и дерзости, а также пререканий в его присутствии. Не опережай его в слове и при движении (ходьбе). Не разговаривай много при нем, не вставляй свои слова, когда он говорит или ведет урок. Не будь настойчив в требовании ответа и остерегайся задавать много вопросов, особенно, в обществе, ибо это вызовет у тебя самообольщение, а у него — усталость.

Не обращайся к нему по имени или сочетая имя со званием, говоря, например: «О шейх такой-то!». Вместо этого говори: «О мой шейх!», или: «О наш шейх!» И не упоминай его имени, ибо это является более высоким проявлением благопристойности. Также не обращайся к нему во втором лице, и не зови его издалека, если только не в крайней нужде.

Обрати внимание на то, что упоминает Всевышний Аллах, разъясняя правила благопристойного обхождения с тем, кто обучал людей благу, да благословит его Аллах и приветствует, в Своих словах: «Не делайте обращение к Посланнику среди вас подобным вашему обращению друг к другу» (Сура «Различение», 63 аят).

Так же, как не подобает, обращаясь к твоему родителю, отцовство которого связано с прахом, говорить: «О такой-то!», или: «О мой отец такой-то!», неприлично допускать это в отношении твоего шейха.

Придерживайся почтительного отношения к собранию (религиозного урока) и выказывай радость от урока и получение пользы от него.

Если же заметишь ошибку со стороны шейха или нечто неправильное, кажущееся ему правильным, то пусть это не опустит его в твоих глазах, ибо из-за этого ты можешь лишиться его знания. Да и кому удалось избежать ошибок?!

Остерегайся практиковать в отношении него что-то, что его раздражает. Сюда относится то, что любители заимствований именуют «войной нервов». Имеется в виду проверка крепости знания шейха, его научных способностей и выдержки.

Если тебе видится необходимым перейти к другому шейху, то спроси разрешения у своего учителя, потому что тем самым ты лучше проявишь уважение и почтение к нему и сильнее вызовешь в его сердце любовь и расположение к себе.

А также придерживайся остальных норм благопристойности, которые являются сами собой разумеющимися для каждого благословенного и успешного искателя знания, и тем самым соблюди право твоего шейха как твоего религиозного отца, или, как выражаются некоторые кодексы, «того, кто вскормил тебя молоком воспитания». Однако термин «религиозное отцовство», используемый некоторыми учеными, более уместен.

Знай, что степенью твоего почтения к шейху определяется твой успех и твое счастье, а наличие признаков провала и неудачи зависит от степени упущения в этом вопросе.

Важное замечание:

Да защитит тебя Аллах от того, что делают инородцы, последователи суфийских тарикатов, а также приверженцы религиозных новшеств, предпочитающие поздние пути и не следующие путем предшественников, которые проявляют к учителям смиренное почитание, выходящее за рамки шариатских норм. Они облизывают им руки, целуют их плечи, хватают их правую руку обеими руками при приветствии, как это делают взрослые, желающие проявить ласку к детям, наклоняются, когда приветствуют, используют в обращении слова, указывающие на слабость, подобострастие, зависимость и низкопоклонство, такие как: «мой господин», «мой властелин», «мой покровитель» и прочие фразы, произносимые слугами и рабами.

Познакомься с превосходными словами, сказанному по этому поводу выдающимся ученым, последователем праведных предшественников, шейхом Мухаммадом аль-Баширом аль-Ибрахими аль-Джазаири (умер в 1380 году хиджры), да смилуется над ним Аллах. («Асаруху», 4/40 — 42).

 

 

Лекция № 15:

Глава 19. Твой капитал, полученный от шейха, о искатель знания!

Твоим основным капиталом является следование его благим нравственным качествам и благородным чертам. Что же касается получаемых знаний и разъяснений, то это дополнительный доход. Но пусть тебя не охватывает безумный порыв в любви к шейху, так, что ты окажешься в безобразном положении, которое будет незаметно тебе, но заметно для каждого, кто тебя видит. Не подражай ему в голосе и интонации, в походке, движениях и внешности, ибо он стал почтенным шейхом благодаря тем выше упомянутым благим качествам, а не из-за этих вещей. Так не унижай же себя, следуя за ним в этом.

Глава 20. Активность шейха на уроке

Активность и деятельность шейха на уроке зависят от степени внимания учеников, их сосредоточенности, их эмоционального взаимодействия с шейхом во время урока. Поэтому остерегайся того, чтобы помешать ему передать знание, проявляя лень и вялость, прислоняясь к чему-то, отвлекаясь или расслабляясь умом.

Аль-Хатыб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Правом пользы является то, что она должна передаваться только человеку, жаждущему ее получить, и преподноситься только тому, кто к ней стремиться. Если передатчик знания замечает со стороны слушающего некую вялость, ему следует замолчать. Один из просвещенных сказал: „Активность и бодрость оратора зависят от степени понимания слушателя“».

Затем аль-Хатыб привел со своей цепочкой передачи сообщение Зейда ибн Уахба о том, что Абдуллах сказал: «Рассказывай людям до тех пор, пока они пристально смотрят на тебя. Если ты замечаешь с их стороны вялость и утомление, то прерви речь».

Глава 21. Записывание за шейхом во время урока и повторения

Пойми, что отношение к этому вопросу неоднозначно и отличается в зависимости от шейха, и поэтому здесь существует одно правило и одно условие.

Что касается правила, то оно состоит в том, что ты должен уведомить шейха, что ты будешь записывать или что ты записал то, что услышал, во время повторения.

Что касается условия, то ты должен указать, что ты записал так как услышал от него на его уроке.

 

 

Лекция № 16:

Глава 22. Получение знания у приверженца нововведений

Остерегайся «отца невежества» (абу джахля), являющегося приверженцем нововведений. Того, которого коснулся недуг отклонений в вероубеждениях, кого накрыли облака вздорных небылиц, кто делает страсть судьей и называет ее разумом, отвращаясь от религиозного текста! Разве есть разум не иначе как в религиозных текстах? Эти люди держатся за слабые сообщения и отдаляются от достоверных. Их также называют людьми несостоятельных аргументов и домыслов (ахль аш-шубухат) и людьми страстей (ахль аль-ахуа). По этим причинам ибн аль-Мубарак называл приверженцев нововведений «аль-асагир» (ничтожные).

Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты становишься свидетелем того, как приверженец нововведений из числа последователей калама говорит: „Не приводи мне Коран и хадисы, дай мне указание разума“- то знай, что он абу джахль! Если ты видишь, как последователь той или иной духовной практики, ставящей задачей достижение единения со всем сущим и видения только Бога, говорит: „Не приводи нам ни того, что передано в религиозных текстах (ан-накль), ни того, что относится к указаниям разума. Дай нам духовное ощущение (аз-заук) и экстаз от постижения присутствия Бога (аль-уаджд)“ — то знай, что перед тобой Иблис, представший в образе человека, или вселившийся в человека. Если трусишь его, то беги, а если нет, то вступи с ним в борьбу, прижав коленом его грудь, читая над ним аят „Аль-Курси“ и сжимая ему шею».

Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, также писал: «Я читал слова, написанные рукой шейха аль-Муваффака, в которых говорится: „Мы посещали его (то есть ибн Аби Асруна) уроки вместе с моим братом Абу Умаром, а затем перестали это делать. Затем я услышал от своего брата такой рассказ: „Как-то раз позже я зашел к нему, и он спросили: „Почему вы перестали посещать меня?“ „Люди говорят, что ты ашарит“, — ответил я. „Клянусь Аллахом, я не ашарит!“ — сказал он““. Таков общий смысл этого сообщения».

От Малика, да смилуется над ним Аллах, переданы такие слова: «Знание не берется от четверых: от глупца, выражающего свою глупость открыто, даже если он знает сообщений больше, чем кто-либо, от приверженца нововведения, который призывает к своей страсти, от человека, который лжет в беседах с людьми, даже если я не могу обвинить его во лжи при передаче хадисов, и от праведного, много поклоняющегося почтенного человека, если он плохо помнит то, что рассказывает». (Ас-Сияр, 8/61)

О искатель знания! Если у тебя есть возможности и выбор, то не бери знание от приверженца нововведений: рафидита, хариджита, мурджиита, кадарита, кубурита (почитателя могил) и прочих, ибо тебе не удастся достичь целей, которых достигают истинные мужи — правильных религиозных убеждений, прочной связи с Аллахом, здравых воззрений, следования за преданиями — иначе как оставив приверженцев нововведений и их ересь.

 

 

Лекция № 17:

Книги, посвященные биографиям и приверженности Сунне, полны указаний на решимость Ахлус-сунна покончить с нововведениями, отвергание ими еретиков и отдаление от них, подобное отдалению здорового человека от больного паршой. Существует множество историй и фактов, связанных с этим, разъяснение которых требует долгого времени, но мне хотелось бы указать на самое главное из того, что записано и зафиксировано по этому поводу.

Предшественники, да смилуется над ними Аллах, считали важным и необходимым пренебрежительное и презрительное отношение к приверженцам нововведений, отвергание еретиков и их ереси, и предостерегали от общения с ними, обращения к ним за советом, совместных трапез с ними, считая, что очаг суннита не должен быть рядом с очагом приверженца нововведений.

Среди предшественников были такие, кто не совершал погребальную молитву за еретика и уходил прочь. Свидетельства подтверждают, что выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Ибрахим (умер в 1389 г.х.), да смилуется над ним Аллах, уходил, не молясь за еретика.

Среди них были те, кто запрещал совершать намаз за имамами-приверженцами нововведений, и те, кто запрещал рассказывать их ересь, потому что сердца слабы, а заблуждения хватают людей подобно крючкам.

Сахль ибн Абдуллах ат-Тустари считал, что приверженец нововведений не имеет права есть мертвечину в состоянии крайней необходимости, потому что он является несправедливым преступником («багин»), в соответствии со словами Всевышнего: «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не будучи преступающим („багин“) …» (Сура «Пчелы», 115 аят) до конца аята, он преступил посредством своей ереси.

Предшественники изгоняли еретиков из своих собраний, примером чего является история об имаме Малике, да смилуется над ним Аллах, и человеке, спросившем его об образе восшествия Аллаха на Престол. В этой истории сообщается, что произнеся свой известный ответ, имам Малик сказал еретику: «Я считаю тебя не иначе как приверженцем нововведения», — после чего приказал вывести его.

Множество сообщений от предшественников указывают на их отвращение к приверженцам нововведений и отказ от общения с ними по причине опасения их зла и недопущения распространения их ереси, а также для того, чтобы сломить их морально, лишив сил на пропаганду нововведений. Кроме того, общение последователя Сунны с приверженцем нововведений может быть воспринято начинающим искателем знания и простым человеком (амми) как рекомендация для них, одобрение и похвала в их адрес. Ведь слово «амми» произведено от слова «аль-аъма» (слепота), и простой человек, как правило, находится в руках того, кто его ведет.

Мы находим сообщения по этой теме в книгах, посвященных терминологии хадиса, этикету получения знания, а также науке о дискредитации и признании добросовестности передатчиков.

О искатель знания! Будь последователем предшественников (саляфи), неукоснительно придерживаясь этого ясного, широкого пути, и берегись, чтобы приверженцы нововведений не искусили и не совратили тебя с него, ибо они разработали специальные пути для охоты за последователями и привлечения их в свои ряды обманными способами, прокладывая эти пути при помощи речей, подслащенных медом — но только это мед «наоборот» ( арабское слово «ъасаль» при прочтении его наоборот превращается в «лясаъ», что означает «яд из жала»), — при помощи пролития слез, привлекательного внешнего вида, обольщения фантастическими рассказами, удивления чудесами (караматами), облизывания рук и целования плеч …, но нет за этим ничего, кроме страсти нововведения и тумана смуты, которую они хотят посеять в твоем сердце, чтобы сделать тебя одним из них. Клянусь Аллахом, слепые не годятся для того, чтобы вести и направлять других слепых!

Что касается взятия знаний у ученых Сунны, то облизывай этот мед и не переживай, и да поможет тебе Аллах следовать правильной дорогой, дабы ты смог напиться из чистого источника пророческого наследия. В противном случае, пусть тот, кто плачет, плачет о своей религии!

То, что я упомянул тебе, касается положения, когда у тебя есть возможности и свобода выбора, если же ты получаешь общее, системное (государственное) образование и у тебя нет выбора, то будь осторожен в отношении последователя нововведений, проси у Аллаха защиты от его зла и будь бдителен в отношении его происков, поступая по принципу «собери плоды, а дрова выброси в огонь», и не пасуй, бросая учебу, ибо я боюсь, что это будет чем-то вроде побега с поля боя. От тебя требуется лишь удостовериться в том, кто этот человек, остерегаться его зла и раскрыть его сущность.

Приведем один занимательный пример. Абу Абдуррахман аль-Мукри, да смилуется над ним Аллах, передал хадис от мурджиита, и когда его спросили, почему он делает это, он ответил: «Я продаю вам мясо с костями». Он передал хадис, не допустив какой-либо неясности или обмана, четко разъяснив, что человек, от которого он его передал, является мурджиитом.

 

 

Лекция № 18:

Написанное мною здесь относится к основным принципам твоего вероубеждения — вероубеждения Ахль ас-Сунна ва-ль-Джамаъа. Здесь уместно привести слова шейху-ль-исляма Абу Усмана Исмаиля ибн Абдуррахмана ас-Сабуни (умер в 449 году по хиджре, да смилуется над ним Аллах), сказанные им в «Аль-акида ас-саляфиййа»: «Они (Ахль ас-Сунна) ненавидят последователей нововведений, которые вводят в религию то, что к ней не относится, не питают к ним любви, не водят с ними дружбу, не слушают их речей, не общаются и не сидят в их компании, не вступают с ними в споры и прения относительно религиозных вопросов, считая, что нужно оберегать слух от их россказней, которые если входят в уши и закрепляются в сердце, наносят ему вред и влекут в него за собой всевозможные наущения и порочные мысли. Именно об этом Великий и Могущественный Аллах ниспослал Свои слова: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (Сура «Скот», 68 аят).

От Сулеймана ибн Йасара передано сообщение о том, что некий человек по имени Сабигъ прибыл в Медину и стал задавать вопросы о неясных аятах Корана. Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приказал привести его к себе, приготовив для него пальмовые ветки. Когда Сабигъа доставили, Умар спросил его: «Кто ты?». «Я раб Аллаха Сабиг», — ответил тот. Тогда Умар взял одну из пальмовых веток и стал бить его до тех пор, пока его голова не стала кровоточить, после чего оставил его на время, пока не зажили раны, затем повторил наказание, и опять оставил его на время до заживления ран. Потом он вновь вызвал его, чтобы повторить наказание, но Сабиг, когда его привели, воскликнул: «Если ты хочешь убить меня, то сделай это хорошим образом!» Тогда Умар позволил ему уехать в свои края, написав Абу Мусе аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, находившемуся в Йемене: «Пусть не общается с ним никто из мусульман!» (Сообщение привел ад-Дарими).

Сообщалось: «Его обвиняли в приверженности взглядам хариджитов».

Ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-азкар» написал: «Глава об отречении от приверженцев нововведений и грехов», — после чего привел хадис от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, где говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отрекся от вопящей, сбривающей волосы и рвущей ворот» (хадис приводится обоими имамами).

От Ибн Умара передано, что он отрекся от кадаритов. Этот хадис приводится у Муслима.

Вопрос о бойкотировании приверженца нововведений строится на принципе получения пользы или ее приумножения и отведения вреда или его уменьшения. Именно от этого зависят законность или незаконность применения бойкота с точки зрения шариата, как это подчеркивает шейхуль-ислям Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, в ряде мест его книг.

Приверженцы нововведений множатся и проявляются тогда, когда уменьшается знание и распространяется невежество. Именно о них шейхуль-ислям Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Эта категория людей растет в численности и начинает доминировать тогда, когда становится много невежества и невежд, и отсутствуют люди, которые знают пророческую Сунну и следуют ей, способные явить ее свет, стирающий мрак невежества, и обличить противоречащие ей вещи: обман, многобожие и вздор!»

Когда ты укрепишься в знании, то рази приверженцев нововведений и их ересь языком доводов и разъяснений.