Украшение искателя знаний. Первый раздел: Правила благопристойности…

Hilya Talib Ilm

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: Правила благопристойности, которых искатель знания должен придерживаться в отношении себя

 

Лекция № 02:

Глава 1. Знание — это поклонение

Эта есть основа основ в данном «Сокровище», да и во всяком добром деле. Ты должен знать, что знание — это поклонение. Один из ученых сказал: «Знание — это намаз души и поклонение сердца».

Отсюда следует, что для знания, как для всякого поклонения, необходимо соблюдение таких условий:

1. Искреннее посвящение его Одному лишь Всевышнему и Пречистому Аллаху, и об этом Он сказал: «И было им приказано лишь поклоняться Аллаху, искренне посвящая Ему религию, будучи ханифами …» до конца аята (Сура «Ясное Знамение», 5 аят).

В известном хадисе, который является хадисом фард, переданном от повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине деяния оцениваются по намерениям…» (Аль-Бухари 1, Муслим 1907)

Если знание теряет искренность и чистоту намерения, то из лучших видов поклонения превращается в самый низкий из грехов. Ничто так не разрушает знание, как стремление к показному (рия), будь то смешанное стремление к показному (рия ширк) или чистое стремление к показному (рия ихляс), или стремление прославиться (ат-тасми’), когда человек говорит, желая, чтоб о нем услышали: я получил знание, я выучил….

Посему, неукоснительно освобождайся от всего, что примешивается к твоему намерению подлинного поиска знания, будь то: любовь к известности и славе, желание возвыситься над ровесниками, превращение знания в ступень для достижения мирских целей и мирских благ, таких, как авторитет, имущество, уважение, слава, поиск похвал в свой адрес, обращение на себя внимания людей. Эти и подобные им вещи, если примешиваются к намерению, портят его и уничтожают благодать знания. Поэтому ты обязан защищать свое намерение от примешивания к нему желания чего-то, кроме Всевышнего Аллаха. Более того, нужно охранять все то, что вокруг него.

Существует множество высказываний ученых по этому поводу и явленных ими примеров, некоторые из которых были представлены мною в первом разделе книги «Ат-та’алюм». Сюда же нужно добавить запрет учеными такой вещи, как «Ат-Тубулиййат». Это такие вопросы, которые поднимаются с целью добиться известности.
Есть такое высказывание: «Ошибка ученого оглашается ударом в барабан»

От Суфьяна, да смилуется над ним Аллах, передано, что он сказал: «Мне было дано понимание Корана, но когда я принял кошелек, то был лишен этого понимания».

Так держись же крепко за несокрушимую рукоять, защищающую от этих примесей, да помилует тебя Аллах, прилагая все усилия для достижения искренности и сильно боясь всего, что может ей повредить, изо всех сил проявляя великую нужду в Аллахе и прибегая к Его защите.

Передано, что Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Никогда не было для меня ничего сложнее, чем борьба за мое намерение».

Однажды Зарр сказал своему отцу ’Умару ибн Зарру: «Отец! Почему, когда ты увещеваешь людей, они начинают плакать, а когда их увещевают другие, они не плачут?» ’Умар ибн Зарр ответил: «О сынок! Женщина, оплакивающая сына, не подобна нанятой плакальщице!» Да поможет тебе Аллах идти верным путем. Амин!

2. Качество, объединяющее в себе благо земной и вечной жизней: любовь к Аллаху Всевышнему и любовь к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Подлинным выражением этой любви является полное следование за тем, кто был защищен от ошибок.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной — и тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» (Сура «Семейство ’Имрана», 31 аят).

В общем, эти две вещи являются основой этого «Сокровища», и служат для него тем, чем является венец для наряда.

О искатели знания! Вот вы скрестили свои ноги для урока и привязали сердца к самому драгоценному сокровищу — поиску знания. И я завещаю вам и себе бояться Всевышнего Аллаха тайно и явно. Это есть провизия, и это есть прибежище достоинств, и обитель достохвальных качеств, и источник силы, и ступени к возвышению, и прочные узы, защищающие сердце от искушений, так не будьте же пренебрегающим!

 

 

Лекция № 03:

Глава 2. Будь на пути праведных предшественников

Будь последователем предшественников (саляфий), следуй верным путем — путем праведных предшественников из числа сподвижников, да будет ими доволен Аллах, и тех, кто пришел за ними, идя по их следам во всех областях религии: единобожии, деяниях поклонения и прочих. Отличайся неукоснительным следованием по пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приучая себя исполнять то, что относится к Сунне, и отказываясь от споров и полемики, от погружения в калам и от всего, что ведет к грехам и отвращает от шариата.

Аз-Захабий, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Достоверно сообщается, что ад-Даракутни сказал: „Нет ничего ненавистнее для меня, чем калам!“. И он никогда не связывался с каламом и полемикой и не погружался в них, а был саляфий».

Они и есть «Ахль ас-Сунна ва-ль-джама’а», последователи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Шейхуль-Ислям Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ахль ас-Сунна — самые лучшие из мусульман, и они самые лучшие люди в отношении к людям (для людей)».

Так следуй же этим путем, и «не следуйте дорожками, которые отведут вас от Его пути» (Сура «Скот», 153 аят).

 

 

Лекция № 04:

Глава 3. Постоянно остерегаться Аллаха

Искатель знания должен украшаться, облагораживая себя внешне и изнутри боязнью Аллаха, бережно относясь к выполнению предписаний Исляма, демонстрируя соблюдение Сунны и распространяя ее путем ее выполнения и призыва к ней, указывая людям на Аллаха своим знанием, поведением, деянием, украшаясь мужским благородством, снисходительностью, праведным поведением. Стержнем же всего этого является боязнь Аллаха. Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Основой знания является боязнь Всевышнего Аллаха»

Придерживайся боязни Аллаха тайно и явно, ибо лучшими созданиями являются те, кто боится Всевышнего Аллаха. Поскольку боятся Его только знающие, значит, лучшим из людей является ученый. Но помни, что ученый считается ученым только в том случае, если совершает деяния, а совершает деяния в соответствии со своим знанием только тот, чьей постоянной спутницей является боязнь Аллаха”.

Аль-Хатыб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, привел сообщение с изящной цепочкой передачи, состоящей из девяти отцов. Он сказал: “Нам сообщил Абу аль-Фарадж Абдульваххаб ибн ’Абдульазиз ибн аль-Харис ибн Асад ибн аль-Ляйс ибн Сулейман ибн аль-Асуад ибн Суфьян ибн Зейд ибн Укейна ибн ’Абдуллах ат-Тамими то, что он запомнил. Он сказал: «Я слышал от своего отца, что он услышал от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот своего отца, а тот от своего отца, что тот слышал от Али Ибн Абу Талиба такие слова: «Знание зовет деяние, и если то не откликается, то оно уходит».
Подобное этому передано от Суфьяна ас-Саури, да смилуется над ним Аллах.

Глава 4. Постоянное осознание надзора Аллаха

Необходимо украситься осознанием постоянного надзора Всевышнего Аллаха как в тайне так и явно, двигаясь к своему Господу находясь между страхом и надеждой, ибо эти две вещи служат мусульманину тем, чем служат крылья для птицы.
Устремись к Аллаху всей своей сущностью, и да заполнится сердце твое любовью к Нему, а язык твой да будет занят поминанием Его, и радуйся установлениям и решениям Пречистого Аллаха и воспринимай их с удовольствием.

 

 

Лекция № 05:

Глава 5. Смиренность и отказ от хвастливости и высокомерия

Укрась себя благопристойными душевными качествами, такими, как воздержанность (чистота, целомудрие), сдержанность, терпение, смирение перед истиной, почтенным спокойствием, проявляющимся в степенности, серьезности (уравновешенности), смирении, кротости, переноси смиренность обучения ради величия знания и будь покорным истине.

Это означает, что ты должен остерегаться вещей, которые разрушают упомянутые добродетели, ибо они, помимо того, что являются грехом, еще и указывают на недостаток ума и обделенность знанием и деяниями в соответствии с ним. Берегись хвастливости, ибо она есть лицемерие и высокомерие, и предшественники стремились предохранить себя от нее, как могли.

Одним из тонких примеров этого является сообщение, которое аз-Захабий привел с цепочкой передачи при описании биографии ’Амра ибн аль-Асуада аль-’Анси, который умер в правление ’Абдульмалика ибн Маруана, да смилуется над ним Аллах. Выходя из мечети, ’Амр хватал и держал правой рукой свою левую руку. Когда его спросили, почему он это делает, он ответил: «Я делаю это, боясь лицемерия со стороны своей руки».

Аз-Захабий сказал: «Он удерживал свою левую руку, боясь размахивания ею при ходьбе, ибо это одно из проявлений хвастливости».

Таким образом, это препятствие возникало (даже) перед самим аль-’Анси, да смилуется над ним Аллах.

Бойся болезни тиранов — высокомерия, ибо высокомерие, алчность и зависть являются первым грехом, посредством которого было совершено ослушание Аллаха. Твоя заносчивость перед учителем и непочтительность к нему — это высокомерие, твое пренебрежение тем, от кого ты можешь получить пользу, хоть он и ниже тебя по уровню — высокомерие, а нерадивость в выполнении того, что знаешь — глина высокомерия и показатель обделенности благом.

Знание недостижимо для высокомерного, так же, как водный поток не достигнет вершин

Постоянно прижимай свое эго (нафс) к земле, унижай, ломай, усмиряй и укрощай его, как только оно устремит свой взор в сторону высокомерия или заносчивости, желания быть на виду или самодовольства … и прочих пороков, убивающих знание, уничтожающих его достоинство, тушащих его свет. Чем большее знание ты обретешь или более высокую должность займешь, тем усерднее придерживайся этого совета, и тогда ты обретешь величайшее счастье и степень, которой позавидуют люди.

’Абдуллах, сын Бакра ибн ’Абдуллаха аль-Музаний, выдающегося передатчика хадисов, имама, хадисы которого приведены во всех шести сборниках, да смилуется над ними обоими Аллах, сказал: «Я слышал рассказ одного человека о том, как мой отец, находясь на Арафате, растрогался и сказал: «Если бы меня не было среди этих людей, то я сказал бы, что им прощено». Это сообщение привел аз-Захабий, после чего сказал: «Так рабу следует унижать свое эго и ломать его».

 

 

Лекция № 06:

Глава 6. Удовлетворенность и аскетизм

Необходимо украситься удовлетворенностью и аскетизмом (воздержанным отношением к мирским благам). Истинный аскетизм (зухд) «заключается в воздержании от всего запретного и отдалении от его границ путем отказа от сомнительного, а также в том, чтобы не засматриваться на то, чем владеют люди».

Передается, что имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если некто завещает свое имущество самому умному человеку, то следует отдать его аскетам».

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбаний, да смилуется над ним Аллах, когда его спросили, не собирается ли он написать книгу о зухде, сказал: «Я уже написал книгу о торговле».
Он имел в виду, что «аскетом является тот, кто остерегается всего сомнительного и нежелательного в торговле, а также во всех других взаимоотношениях и ремеслах».

Так пусть же искатель знания будет умеренным в своем материальном быту так, чтобы не опорочить себя, оберегая себя и тех, кто находится на его содержании, и избегая того, что может стать причиной унижения и бесчестия.

Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шинкытий, скончавшийся в 1393 году хиджры, был весьма неприхотливым и довольствовался в этом мире малым. Я видел, что он даже не разбирался в достоинстве и видах бумажных купюр. Как-то раз он поделился со мной, сказав: «Когда я приехал из земли Шинкыт, со мной было сокровище, которым мало кто обладает — неприхотливость и умеренность. Если бы я захотел должностей и постов, то смог бы их добиться, но я не могу отдать земной жизни предпочтение перед жизнью вечной и не променяю знание на земной удел». Пусть Аллах дарует ему обширную милость! Амин!

Глава 7. Украситься великолепием знания

Украситься великолепием знания значит обрести добропорядочное поведение, благообразные манеры. К ним относятся постоянное спокойствие, уравновешенность, серьезность, кротость, скромность, приверженность правильному пути, выражающаяся в совершенствовании и облагораживании себя изнутри и снаружи и избавлении от вещей, которые его нарушают.

От Ибн Сирина, да смилуется над ним Аллах, передано: «Они учились правильному поведению прежде, чем учились знанию».

От Раджа ибн Хайуа, да смилуется над ним Аллах, передано, что однажды он сказал некоему человеку: «Расскажи нам хадисы, но не рассказывай их со слов нерадивых и поносителей».

Приведя эти два сообщения в «Аль-Джами’», аль-Хатыб сказал: «Человек, изучающий хадисы, должен сторониться игр и забав, неприличного и легковесного поведения в собраниях, произнося несуразностей, смеясь и хохоча, рассказывая много анекдотов и забавных историй, постоянно и много. Можно позволить себе пошутить при условии, что шуток немного, что они остроумны и изящны и не переходят за грань благопристойности и знания. Если же шутки непрерывны, чрезмерны, неприличны, глупы или же обижают людей и ведут к плохому, то они порицаются. Если человек много шутит и смеется, это уменьшает его достоинство и лишает его благородства».

Ведь не зря говорится: «Кто делает что-то часто, становится известен этим».

Остерегайся этих ошибок в своем общении и своих беседах. Некоторые, кто не обладает знанием, принимают чрезмерность в этом за простоту и широту души.

Передано, что аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Отдаляйте от наших собраний разговоры о женщинах и еде. Я ненавижу мужчину, который постоянно описывает, чем занимаются его половые органы или чрево».

В письме человека, которому внушались правильные решения, повелителя правоверных ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, посвященному судопроизводству, говорится: «Тот, кто украшается чем-то, чем он не обладает, того обесчестит Аллах». Познакомься с разъяснением этих слов, которое дал Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах.

 

 

Лекция № 07:

Глава 8. Украситься благородным приличием

Укрась себя благородством и теми качествами, которые к ней побуждают. Сюда относятся благонравие, приветливость, радушие, распространение приветствия миром, перенесение доставляемых людьми неприятностей, достоинство, лишенное надменности, величие, лишенное заносчивости, храбрость без слепого фанатизма, пыл, горячая приверженность делу, рвение, но не в невежестве.

Отдались от вещей, несовместимых с благородством, относящихся к характеру, словам или деяниям, будь то презренное ремесло, или скверное качество, такое, как самодовольство, стремление к показному, заносчивость, хвастливость, презрительное отношение к окружающим, совершение чего-то, что может вызвать подозрения и сомнения.

 

 

Лекция № 08:

Глава 9. Обладание чертами мужественности

Насладись обладанием качествами, относящимися к мужественности, такими, как храбрость, сила в отстаивании истины, благородные нравственные качества, жертвенность на пути добра, и будь в обладании этими качествами таким, чтобы истинные мужчины отчаялись опередить тебя.

И остерегайся того, что нарушает эти качества: малодушия (слабости духа), нехватки терпения, недостаточности добродетелей, ибо все это умаляет (дискредитирует) знание, мешает языку говорить истину и заставляет идти на поводу у оппонентов в положении, когда горячий ветер обжигает лица праведных рабов.

Глава 10. Отказ от изнеженности

Не предавайся изнеженности и любви к роскоши и комфорту, ибо простота, (неприхотливость, аскетизм) относятся к вере. Последуй завету повелителя правоверных ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, из его известного письма, где сказано: «остерегайтесь изнеженности и одеяний неарабов, привыкайте к суровым условиям и неприхотливости».

Следовательно, тебе надлежит избегать мишуры цивилизации, ибо она изнеживает характер, делает слабыми нервы, связывает тебя веревками иллюзий. В то время, как усердные будут достигать своих целей, ты будешь топтаться на месте, озабоченный изяществом твоей одежды. И хотя к ней относятся всевозможные штуки и мелочи, не являющийся запретными или нежелательными, однако они не соотносятся с праведным поведением и благообразием. Внешние украшения, в том числе одежда, являются показателем принадлежности человека, точнее, определением для него, ведь одежда — не иначе как средство для выражения внутренней сущности.

Будь осмотрительным в одежде, ибо она дает людям представления о тебе, позволяя им давать тебе оценку в отношении твоей принадлежности, личности и вкусов. Не зря сказано: «внешнее убранство указывает на внутреннюю склонность». Люди отнесут тебя к той или иной группе на основе твоей одежды. Более того, даже способ ношения одежды дает для наблюдателя основания сделать выводы о принадлежности ее носителя к той или иной категории людей, сделав выводы о его степенности и разумности, склонности к взрослости и набожности или инфантильности (ребячеству, желанию молодиться) и жажде славы и внимания.

Выбери одежду, которая будет украшать тебя, а не позорить, не давай повод для разговоров о тебе и насмешек над тобой. Если твоя одежда и способ ее ношения будут соответствовать и будут под стать религиозному знанию, обладателем которого ты имеешь честь быть, то с тобой будут больше считаться и твое знание принесет большую пользу, более того, если ты будешь это делать с соответствующим намерением, это станет поклонением, приближающим к Аллаху, ибо служит средством для наставления людей к истине.

От повелителя праведных ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, переданы слова: «Больше всего мне нравится видеть на чтецах белую одежду», — потому что это вызывает к ним уважение в душах людей, посредством чего они проникаются уважением и к той истине, носителями которой те являются. Люди, как на то указывает шейхуль-ислям Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, подобны стаям куропаток и по природе своей склонны уподобляться друг другу.

Остерегайся во что бы то ни стало молодиться посредством одежды и надевать то, что не приличествует взрослым, зрелым людям. Что же касается европейской одежды, то ее положение тебе известно. Сказанное не означает, что ты должен носить безобразную одежду, но речь идет об умеренности в одежде, определяемой рамками шариата, которая должна сочетаться с праведным поведением и благоприличием.

Разъяснение этого вопроса ты можешь найти в книгах, посвященных Сунне и размягчению сердец, особенно в книге «Аль-Джами’» Аль-Хатыба.

Не игнорируй данное наставление — ученые всегда указывали на этот вопрос в книгах, посвященных вещам, смягчающим сердца, нормам благопристойности и одежде. А Аллаху все ведомо лучше!

 

 

Лекция № 09:

Глава 11. Отвращение от праздных собраний

Не ступай ногой, изображая из себя ничего не понимающего глупца, в те собрания, где творят порицаемое и срывают завесу благоприличий, ибо сделав это, ты совершишь поистине великое преступление против знания и его обладателей.

Глава 12. Отвращение от сумятицы и гвалта (аль-хайшат)

Остерегайся криков, неразберихи, сумятицы, галдежа, шума и гама, ибо в шуме и крике совершаются ошибки, и это не соответствует благоприличиям поиска знания.

Здесь вспоминается изящная история, упоминаемая автором книги «Аль-уасит фи удаба шинкит» и приведенная со ссылкой на него в книге «Му’джам аль-ма’аджим». Рассказывается, что однажды произошел конфликт между двумя племенами, и третье племя решило выступить посредником в примирении. Все стороны согласились, что решение должно быть принято согласно шариата и выбрали в качестве судьи одного из знающих. Тот пришел к решению, что за четырех убитых должны быть убиты четверо представителей противоположной стороны конфликта. Тогда слово взял шейх Баб ибн Ахмад: «В подобных случаях нет отмщения», — сказал он. «Подобное не сказано ни в одной из книг», — возразил судья. «Напротив, об этом сказано в любой книге», — ответил шейх. «Если так, — сказал судья, — тогда вот тебе «Аль-камус!» (то есть словарь, ибо он также входит в понятие «любая книга»). Шейх Баб ибн Ахмад взял словарь и первое, на что упал его взгляд, были слова: «Аль-хайша — это смута, а также навозный жук. Не полагается отмщение за то, что происходит при смутах» (то есть за убийство, произошедшее во время смуты, когда не ясно, кто является убийцей). Все присутствующие подивились находчивости, проявленной в подобной затруднительной ситуации.

Глава 13. Украситься мягкостью и добротой (ар-рифк)

Придерживайся мягкости, деликатности и обходительности в речи, остерегаясь грубых слов, ибо мягкое обращение располагает строптивые души, на что указывает множество доводов из Курана и Сунны.

Глава 14. Обдумывание

Необходимо украситься рассудительностью и размышлением, ибо кто обдумывает и размышляет, тот постигает. «Размышляй — постигнешь!» — гласит поговорка.

Следовательно, прежде, чем произнести нечто, тебе надлежит подумать и поразмыслить о том, что ты собираешься сказать и к чему это приведет. Будь осмотрительным в выражениях и изложении, не проявляя при этом излишней придирчивости (щепетильности), педантизма и умничанья. При обсуждении с кем-то того или иного вопроса, подбирай подходящие формулировки, передающие подразумеваемый смысл. Если же тебя спросили о чем-то, то подумай над тем, правильно ли ты понял вопрос, ибо он может содержать двоякий смысл. И так поступай во всем остальном.

Глава 15. Проявлять стойкость и удостоверяться

Укрась себя стойкостью и стремлением удостоверяться (в истинности доходящего до тебя и исходящего от тебя), особенно, когда речь идет о чем-то важном и чреватом бедами.

Сюда относятся терпение и стойкость при получении знания и проведение часов в обучении у шейхов, ибо кто устойчив, тот растет.