Разновидности законоположений “ат-таклифия”

15 Фев Разновидности законоположений “ат-таклифия”

Существует пять видов законоположений «ат-таклифия»:

1. Уаджиб — это решительное требование (талаб) выполнения того или иного действия, предъявленное людям Аллахом; то есть уаджиб — строгая обязанность, возложенная на людей. Суждение Ислама по поводу уаджиба таково, что если человек выполняет эту обязанность, то будет награжден (получит сауаб) за свою покорность, а если бросит его выполнение, то будет наказан; Уаджиб также имеет другие названия — фард (фарз), мактуб (предписанное) и хакь. Фард (уаджиб) имеет две разновидности:

А. Фард ‘айн (индивидуальная обязанность): обязанность, которую должен выполнять человек, являющийся мусульманином и мукалляфом (то есть несущим ответственность за свои действия). Человек несет ответственность за свои действия (является мукалляфом) при наличии двух условий: наличие рассудка (‘акъль) и достижение совершеннолетия (аль-булюгъ). Примером фарда ’айн может служить совершение пяти ежедневных молитв, пост в месяце Рамадан, почтительное отношение к родителям и т.д. Основную выгоду от исполнения этого вида обязанностей получает прежде всего сам выполняющий, однако второстепенно пользу от этого извлекает и все общество.

Б. Фард кифая (коллективная обязанность): это обязанность, возложенная на все общество, но если часть людей берет на себя ее исполнение, то с остальных эта обязанность снимается, если же никто не берет на себя исполнение обязанности или же обязанность не выполнена в достаточной степени, то грех ложится на всех. Примеры фард кифая — обмывание покойного, его погребение, совершение по нему погребального намаза и т.д. Польза, заключающаяся в этом виде фарда, явствует из самой его сути: выполнение этих обязанностей содержит огромную пользу для общества, приводя его к успеху в религиозных и мирских делах.

2. Мандуб[1] — это требование Аллахом от людей определенного действия (талаб) без вменения его выполнения в обязанность. Суждение Ислама в отношении этого рода законоположений таково, что если человек подчиняется им и выполняет требуемое, то получает награду от Аллаха (сауаб),однако за уклонение от их выполнения не наказывается. Законоположения мандуб носят также названия сунна и мустахабб. Однако согласно более достоверному мнению, между сунной и мустахаббом есть разница, которая будет разъяснена нами позднее.

Законоположения мандуб в свою очередь имеют несколько подвидов: сунна муаккада (строго рекомендуемые действия, например совершение намаза уитр[2] ), сунна (рекомендуемые действия, например совершение дополнительного намаза из четырех ракаатов перед намазом ‘аср), мустахабб и т.д.

3. Мухаррам, именумое также «махзур» — это решительное требование (талаб) отказаться от того или иного действия, предъявленное людям Аллахом, то есть мухаррам (харам) — это то, совершение чего строго запрещено. Суждение Ислама таково, что тот, кто совершает эти запрещенные Аллахом действия, будет наказан, а тот, кто откажется от их совершения, будет вознагражден (сауаб) за свою покорность.

Есть две разновидности запрещенного Аллахом:

А. Запретное по своей сути, совершение чего разрешено только в случае крайней необходимости, когда нет иного выхода.

Б. Запрещенное в связи с другим запретом, совершение такого рода запретных поступков в случае, когда в этом есть потребность[3], дозволено, наложение же данного вида запретов является формой преграждения пути к нарушению более тяжелых запретов.

4. Макрух[4] — это требование (талаб) Аллахом от людей отказа от совершения определенных поступков, однако отказ от этих поступков не сделан строго обязательным. Законоположения макрух имеют несколько разновидностей.

5. Мубах[5] — это предоставление верующему свободы выбора (тахйир) между совершением и не совершением того или иного действия. Суждение Ислама таково, что за совершение или не совершение этих действий верующий и не наказывается и не заслуживает награды от Аллаха. В некоторых случаях действие мубах в связи с намерением (ан-ния) его совершающего может переходить в категорию действий мандуб, за которые Всевышний дарует награду, в качестве примера здесь можно указать прием пищи с благочестивым намерением угодить тем самым Аллаху, благодаря чему простой прием пищи становится видом поклонения (‘ибада).

О том, что то или иное действие относится к мубах, можно судить по прямому указанию на это религиозных текстов, которое может быть дано в виде слов: «Делайте, если пожелаете», — и слов: «Нет на вас греха в том, чтобы…». Или же на основании правила, согласно которому то, о чем умолчал Шариат, дозволено, и другого шариатского постулата, по которому всякое действие как правило относится к дозволенному. Если в религиозном тексте содержится приказ совершать то или иное действие и этот приказ дается после запрещения этого действия, то такое действие следует также рассматривать как мубах. Пример подобного повеления после запрещения — слова Аллаха, обращенные к паломникам, вышедшим из состояния ихрама, при котором запрещается охотиться: «А когда вы вступите в состояние дозволенности, то охотьтесь» (5:2)[6].


[1] Страдательное причастие «мандуб» происходит от глагола надаба, что значит «побуждать кого-нибудь к чему-нибудь», то есть само слово «мандуб» можно перевести как «нечто рекомендуемое»; «то, к чему побуждают».

[2] Намаз — это вид поклонения, включающий в себя особые слова и действия, который начинается словами «Аллаху акбар» и заканчиваются словами «Ассаляму алейкум уа рахматуллах». Намаз Уитр — это ночной намаз, совершаемый после намаза ‘иша и состоящий из нечетного количества рака’атов (одного, трех, пяти и т.д.). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто хочет совершать уитр в один ракаат, пусть делает это…»

[3] Не следует путать потребность с безвыходным положением

[4] Страдательное причастие «макрух» происходит от глагола «караха», что означает «порицать, не желать», таким образом слово «макрух» переводится как «порицаемое, нежелательное».

[5] «Мубах» — страдательное причастие, образованное от глагола «ибаха», что означает «разрешать, позволять», то есть «мубах» — это дозволенное, разрешенное.

[6] Хотя слово «охотьтесь» употреблено в данном аяте в форме повелительного наклонения, однако это не значит, что люди, вышедшие из состояния ихрама, обязаны охотиться. Приказ охотиться в данном случае дается после запрещения на охоту, а значит, является просто позволением (мубах).