Из «Масаилуль-джахилиййа»

Тема этой книги чрезвычайно важна, потому что некоторые черты эпохи невежества сохранились, по сей день. Есть много людей, призывающих к этим ошибочным верованиям и обычаям, например, вводящих религиозные новшества и потакающих своим желаниям.

Слово “масаиль” здесь обозначает различные аспекты верований, деяний, высказываний, идеологий и обычаев, которых придерживались люди периода невежества. Слово “джахилийа” обозначает период, предшествовавший появлению Ислама. Это понятие произошло от слова “джахль”, означающего “невежество”, потому что взгляды, которых придерживались люди в тот период либо вообще не опирались на небесное руководство, либо основывались на искаженных представлениях о прежних писаниях. Аллах назвал так-тот период, подчеркивая Свое недовольство верованиями, деяниями и принципами этих людей. Он осудил и отверг эти заблуждения в Своем писании, что видно в следующих четырёх аятах, в которых употребляется слово “джахилийа”.

Всевышний Аллах сказал: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества» (Семейство Имрана, 154).

Всевышний сказал: «Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Трапеза, 50).

Также Он сказал: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжа-лись во времена первого невежества» (Сонмы, 33).

И еще Он сказал: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества» (Победа, 26).

Разъясненяет шейх Салих аль-Фаузан (да сохранит его Аллах).

 

 

О запрещенности вешать или возводить что-либо на могилах

82-ой вопрос: люди джахилии использовали различные средства, которые ведут к многобожию (к ширку). Они устанавливали светильники на могилах

 

 

О запрещенности делать могилы местами паломничеств

83-ий вопрос: люди джахилии собирались и проводили время возле могил. Они делали могилы местами регулярных посещении, к которым устремлялись люди (или местами паломничеств)

 

 

Резание животных на могилах

84-ый вопрос: люди джахилии пытались приближаться к Аллаху посредством принесения в жертву животных возле могил. Люди джахилии резали животных на могилах

 

 

Получение благодати у каких-то предметов

85-86-ые вопросы: люди джахилии посвящали свои усилия обереганию предметов, оставшихся от каких-то почитаемых (уважаемых) личностей. Люди джахилии искали благодать у предметов (следов, памятников), которые остались от каких-то почитаемых (уважаемых) личностей, пример этого – “дарун-надуа”. Те люди, под чьей опекой находились эти памятники, гордились этим, пример этого – сказали Хакиму ибн Хизаму: “Ты продал почет (гордость) Курайшитов?!” Он сказал: “Исчез всякий почет, кроме богобоязненности”.

 

 

О запретности гордости своим происхождением, опорочивания чьих-то родов, связывания дождя со звездами и оплакивания покойников

87-90-ые вопросы: Качества людей джахилии, присущие некоторым людям из этой уммы (общины). Люди джахилии гордились своим происхождением, порочили чьи-то роды, связывали дождь со звездами и оплакивали покойников

 

 

О запретности притеснений и посягательств

91-ый вопрос: общество джахилии строилось на притеснении и посягательстве. Из самых великих достойнств у людей джахилии считалось притеснение и посягательство на других, и Аллах достаточно сказал об этом в Куране

 

 

О запрещенности гордости

92-ой вопрос: люди джахилии гордились и по праву и без права. Люди джахилии относили к величайшим достойнствам проявление гордости, пусть даже чем-то, чем они на самом деле обладали, и это было запрещено (Исламом)

 

 

Порицаемый фанатизм

93-ий вопрос: порицаемый фанатизм. Фанатичная преданность человека своей группе будь то в истине или во лжи, это качество считалось у них обязательным. Аллах упомянул об этом в Куране то, что упомянул

 

 

О запретности взыскивать, за преступление совершенное кем-то, с другого человека

94-ый вопрос: люди джахилии взыскивали, за какое-то преступление совершенное кем-то, с другого человека, который был не виноват. К их религии относится: то, что за преступление совершенное кем-то, взыскивали с другого человека, и Аллах тогда ниспослал аят: “Ни одна душа не понесет чужого бремени” (Сура “Творец”, 18 аят)

 

 

О запретности порицания людей, за какие-то недостатки, которые есть у других

95-ый вопрос: люди джахилии порицали людей за какие-то недостатки, которые есть у других. Люди джахилии упрекали человека за то, что есть у другого, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты порицаешь его за его мать? Поистине, ты человек, в котором есть джахилиййа” (Бухари (30), Муслим (1661), Абу Дауд (5157), Ахмад (161/5))

 

 

О запретности гордости своими благими поступками

96-ой вопрос: люди джахилии гордились своими благими поступками. Люди джахилии гордились тем, что заботились о Каабе, и Аллах высказал порицание сказав: “возгордившись ею (Каабой) и произнося скверные речи по ночам” (Сура “Верующие”, 67 аят)

 

 

О запретности гордости благочестивыми предками

97-ой вопрос: люди джахилии гордились тем, что относили себя к благим людям, не смотря на то, что противоречили им. Люди джахилии гордились тем, что они являются потомками пророков, и Аллах, Свят Он и Велик, сказал: “Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили” (Сура “Корова”, 134 аят)

 

 

О запрете гордости своей профессией перед тем, у кого низкая профессия

98-ой вопрос: люди джахилии гордились своими профессиями перед теми кто имел более низкую профессию (или более низкое занятие). Люди джахилии гордились своими занятиями в этом мире, так поступали например, люди двух путешествии в отношении земледельцев

 

 

Мирское занимало огромное место в сердцах людей джахилии

99-ый вопрос: люди джахилии смотрели с восхищением на обладателей мирских благ. Мирское занимало огромное место в сердцах людей джахилии, на это указывает слова Аллаха: “Они также сказали: «Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?»” (Сура “Украшения”, 31 аят)

 

 

Предъявление каких-то требований Аллаху

100-ый вопрос: люди джахилии пытались поправлять Аллаха, Свят Он и Велик, предъявлять какие-то требования, вносить какие-то предложения Аллаху. Люди джахилии пытались диктовать Аллаху и распоряжаться Его делами, как это указано в аяте предыдущего вопроса

 

 

Презрение к беднякам

101-ый вопрос: люди джахилии презирали бедняков. Люди джахилии презирали бедняков, тогда Аллах ниспослал слова: “Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом” (Сура “Скот”, 52 аят)

 

[divider]

Обвинение верующих в неискренности их намерении и в корыстолюбии

102-ой вопрос: люди джахилии обвиняли верующих в неискренности их намерении и в корыстолюбии. Люди джахилии обвиняли последователей посланников в неискренности и стремлении к мирским выгодам, и Аллах, Свят Он и Велик, дал ответ им в Своих словах: “Ты нисколько не в ответе за них” до конца аята (Сура “Скот”, 52 аят)

 

 

Неверие в основные принципы имана

103-108-ые вопросы: люди джахилии не веровали в основные принципы имана (веры). Люди джахилии не веровали в ангелов, в посланников, в писания, отвращались от того, что пришло от Аллаха, не веровали в последний день и считали ложью встречу с Аллахом

 

 

Неверие в часть того, что сообщили посланники

109-ый вопрос: люди джахилии считали ложью часть того, что сообщили посланники. Люди джахилии не веровали в некоторое из того, что сообщили посланники о судном дне, как например в словах: “Это – те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним” (Сура “Пещера”, 105 аят), также сюда относится, то что они считали ложью слова: “Властелину Дня воздаяния” (Сура “Открывающая книгу”, 4 аят), а также слова: “не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества” (Сура “Корова”, 254 аят), а также слова: “Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину” (Сура “Украшения”, 86 аят)

 

Покушение на призывающих

110-ый вопрос: люди джахилии покушались на тех, которые призывали к истине. Они убивали тех, которые призывали к справедливости

 

 

Вера в ложь

111-ый вопрос: люди джахилии верили в ложь. Они верили в “джибт” (колдовство, шайтан, ширк, идолы) и “тагут” (все, чему поклоняются помимо Аллаха)

 

 

Считать что, неверие лучше, чем вера

112-ый вопрос: люди джахилии считали куфр (неверие) лучше, чем иман (вера). Люди джахилии считали религию многобожников лучше, чем религия мусульман

 

 

Смешивание истины с ложью

113-ый вопрос: люди джахилии смешивали истину с ложью, для того чтобы была признана ложь. Люди джахилии смешивали истину с ложью

 

 

Скрытие истины, зная ее

114-ый вопрос: люди джахилии скрывали истину, хотя знали её. Люди джахилии скрывали истину, хотя знали её

 

 

Говорить об Аллахе без знания

115-ый вопрос: люди джахилии говорили об Аллахе без знания. Основа заблуждения состоит в том, что люди говорили об Аллахе без знания

 

 

Противоречивость во взглядах людей джахилии

116-ый вопрос: противоречивость во взглядах людей джахилии (столкновение их взглядов друг с другом). Явное противоречие, из-за того что они отвергли истину, как сказал Всевышний: “Но они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, и теперь они находятся в замешательстве” (Сура “Къаф”, 5 аят)

 

 

Вера в часть и неверие в другую часть ниспосланного

117-ый вопрос: люди джахилии верили в часть того, что было ниспослано им и не верили в другую часть. Люди джахилии верили в часть того, что было ниспослано, не веря в другую часть

 

 

Вера в некоторых посланников и неверие в других

118-ый вопрос: люди джахилии верили в некоторых посланников и не верили в других посланников. Они разделяли между посланниками

 

 

Спор о том, о чем нет знания

119-ый вопрос: люди джахилии вели споры о том, о чем у них нет знания. Они вели тяжбы по вопросам, по которым у них нет знания

 

 

Противоречивость в следовании за саляфами

120-ый вопрос: противоречивость в следовании за другими. Они претендовали на то, что они следуют за предшественниками (саляфами), хотя открыто противоречили им

 

 

Отвращение людей от пути Аллаха

121-ый вопрос: люди джахилии отвращали от пути Аллаха, Свят Он и Возвышен. Люди джахилии отвращали от пути Аллаха тех, которые веровали в Него

 

 

Любовь к неверующим

122-ой вопрос: люди джахилии любили неверующих людей. Люди джахилии любили неверие и неверующих

 

 

Вера в суеверие и в то, что не основано на истине

123-128-ые вопросы: люди джахилии опирались на “хурафат” (суеверие и то, что не основано на истине. Людям джахилии были свойственны такие вещи как, “аль-‘ияфа” (гадание по птице), “ат-таркъ” (гадание по линиям), “ат-тыяра” (вера в дурные приметы), “ал-кахана” (прорицательство), обращение за решением к тагуту и не желание жениться между двумя праздниками