Двери покаяния открыты / Пример искреннего покаяния. Достоинства дня Ашура

Скачать хутбы из папки Яндекс.Диска

Двери покаяния открыты

Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся» (Ат-Тирмизи 2499. Ибн Маджах 4251. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’» 4515).

Сообщается со слов Сафуана ибн ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, со стороны запада есть ворота, ширина которых 40 или 70 лет. Аллах, свят Он и велик, открыл их для покаяния в тот день, когда создал небеса и землю. И Он не закроет их пока не взойдет солнце оттуда». (Ат-Тирмизи 3535. Ибн Маджах 3305. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргиб» 3137).

Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах, рассказывал: “Курайшиты сказали пророку, мир ему и благословение Аллаха, как-то раз: Воззови к своему Господу, пусть Он превратит холм Сафа в золото и если он превратится в золото, то мы последуем за тобой”. (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) обратился с мольбой к своему Господу, но явился Джибриль, мир ему, и сказал: «Поистине, Господь твой передает тебе мир /салям/ и говорит тебе: Если хочешь, Сафа станет золотом, но кто из них не уверует, накажу таким наказанием, которым не наказываю никого из миров. А если хочешь, открою для них двери покаяния и милости». И тогда (пророк, мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, пусть (будут) ворота покаяния и милости» (Ат-Тахауи в “Шарх Мушкил аль-Асар” 4617. Ахмад 2166. Ат-Табарани 12/152. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргиб» 3142).

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (Сура 66-“Запрещение”, 8 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (Сура 24-“Свет”, 31 аят).

Всевышний также сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (Сура 39-“Толпы”, 54 аят).

Всевышний также сказал: «Он – Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Сура 42-“Совет”, 25 аят).

Аллах Всевышний также сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный»» (Сура 42-“Толпы”, 53 аят).

Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «… О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! …» (Муслим 2577).

Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы вы согрешили так, что они дойдут до неба, а затем покаялись, то принялось бы ваше покаяние» (Ибн Маджах 4248. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 903).

Всевышний Аллах сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду. Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый. Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние»» (Сура 40-“Прощающий”, 7-9 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Сура 2-“Корова”, 222 аят).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: “О Аллах, Ты – раб мой, а я – Твой Господь!”, – допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования» (Аль-Бухари 6309. Муслим 2747).

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Сура 49-“Комнаты”, 11 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»» (Сура 4-“Женщины”, 18 аят).

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы» (Ат-Тирмизи 3537. Ибн Маджах 4253. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’» 1903).

Сообщается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и протягивает Свою руку днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью. (И так будет) до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, куда оно заходит». (Муслим 2759).

Пример искреннего покаяния

Передают со слов Абу Са’ида Са’да бин Малика бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать (людей), кто из живущих на земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха (из числа сынов Исраиля). И он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и (спросил,) принесёт ли ему (пользу) покаяние? Тот сказал: “Нет”, — и тогда он убил (этого монаха), доведя (количество погубленных им душ) до сотни. Потом он снова стал спрашивать (людей) о том, кто из живущих на земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. (Встретившись с ним,) он сказал, что убил сто человек, и (спросил,) принесёт ли ему покаяние (пользу)? Тот сказал: “Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле (творится) зло!” И он отправился (туда), но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: “Он шёл с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!” Что же касается ангелов мук, то они сказали: “Поистине, он никогда не совершал ничего благого!” И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьёй в своём споре. Он сказал: “Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать. Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали с собой ангелы милости”». (Аль-Бухари 3470. Муслим 2766).
В другой версии сказано: «И (поскольку) он оказался на пядь ближе к тому селению(, где жили) праведные, то был причислен к жившим там».
В другой версии сказано: «И Аллах Всевышний внушил (одной части части земли) отдалиться, а другой — приблизиться, после чего сказал: “Измерьте (расстояние) до них”. И они обнаружили, что он на пядь ближе к этой, и (тогда его прегрешения) были ему прощены».
В другой версии сказано: «… и грудью своей он повернулся к ней».

Достоинства дня Ашура

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибывший в Медину увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это – великий день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы имеем больше прав на Мусу, чем вы и ближе к нему, чем вы!», после чего он стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. (Аль-Бухари 2004. Муслим 1130).
В другой версии сказано: «Муса постился в этот день в качестве благодарности Аллаху, и мы тоже будем поститься в этот день».

Сообщается со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года». (Муслим 1162).

Сообщается со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто соблюдал пост в день ‘Арафа будут прощены грехи прошлого года и будущего. А тому, кто постился в день ‘Ашура будут прощены грехи года» (Аль-Баззар 673. Шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-Таргиб” 1021).

Шейхуль-Ислям ибн Таймия сказал: “Шайтан по причине убийства аль-Хусайна, да будет доволен им Аллах, внедрил среди людей два нововведения:
Нововведение в виде печали и причитания в день ‘Ашура, а также избиение себя, крики и плачь…
И нововведение в виде радости и ликования…
Одни внедрили в этот день горе, а другие – радость, и по этой причине внедрившие радость стали считать желательным в день ‘Ашура использование сурьмы, купаться, проявлять щедрость в расходовании на членов семьи, готовить необычную еду, и т.п.
Всё это является заблудшим нововведением. Никто из имамов четырёх мазхабов и других имамов не дозволял ни первого (проявления печали в день ‘Ашура), ни второго (проявления радости в этот день)”
. (См. “Минхадж ас-Сунна” 4/555-556).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Что же касается избрания дня ‘Ашура днём траура, как это делают рафидиты по причине убийства в этот день аль-Хусайна ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, то это из числа деяний тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. Ни Аллах, ни Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не повелевали избирать дни, когда пророков постигали бедствия или дни их смерти в качестве траура, а что тогда говорить о тех, кто ниже их положением?!” (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 111).