Притча о скверном учёном. Качества скверных знающих / Уроки из этой притчи

Скачать хутбы из папки Яндекс.Диска

Притча о скверном учёном. Качества скверных знающих

Всевышний Аллах сказал: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, – быть может, они призадумаются. Скверна притча о тех, которые считают ложью Наши знамения и поступают несправедливо по отношению к себе. Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток. Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (Сура 7-“Преграды”, 175-179 аяты).

Всевышний Аллах также сказал: «Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Сура 62-“Собрание”, 5 аят).

1. Приказывают другим благочестие и забывают про себя
Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (Сура 2-“Корова”, 44 аят).

Передают со слов Джундуба ибн ‘Абдуллах аль-Азди, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знающий, который учит добру людей, но забывает себя, подобен светильнику, который светит людям, но сжигает самого себя» (Ат-Табарани в “аль-Му’джам аль-Кабир” 1681. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘» 5831).

Передают со слов Усама ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ночь, когда я был вознесён на небеса, я проходил мимо людей, которым вырезали губы огненными ножницами. Я спросил: “О Джибрил, кто они такие?” Он ответил: “Это проповедники из твоей уммы, которые говорят то, чего сами не делают”» (Аль-Бухари 3267. Муслим 2989).
В версии от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Это проповедники из твоей уммы, которые приказывают людям благочестие, предав забвению самих себя, и при этом они читают Писание. Неужели они не разумеют?» (Ахмад 13539. Ибн Хиббан 53. Ат-Табарани в “аль-Му’джам аль-Аусат” 8/144. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 291 и «Сахих ат-Таргиб» 2327).

2. Их действия противоречат их словам
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (Сура 61-“Ряды”, 2-3 аяты).

Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «В День воскрешения приведут человека, и ввергнут его в (адский) Огонь, и вывалятся кишки, и будет он крутиться (в них) подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить: “Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты нас к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!” (На это) он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам (одобряемого) не совершал, и я удерживал вас от зла, а сам делал это!”» (Аль-Бухари 3267. Муслим 2989).

Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не (может) насытиться, и от мольбы, которой не внемлют! /Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа’у, уа мин кальбин ля йахша’у, уа мин нафсин ля ташба’у уа мин да’уатин ля юстаджабу ля-ха!/» (Муслим 2722).

Сообщается со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба и ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, больше всего я опасаюсь для вас после (своей смерти) (или для своей уммы) всяких красноречивых лицемеров» (Ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 18/237. Ибн Хиббан 80. Ахмад 143. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘» 1554 и 1556).

3. Хотят довольства людей
Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, то Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Но если кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах разгневается на него и вызовет гнев людей против него» (Ибн Хиббан 276. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргиб» 2250).

Передают со слов аль-Уалида ибн Абуль-Уалида Абу ‘Усмана аль-Мадини о том, что ‘Укъба ибн Муслим рассказал ему, что Шуфайй аль-Асбахи рассказывал ему, что однажды приехав в Медину он встретил людей, которые собрались вокруг одного человека и он спросил: «Кто этот человек?» (Люди) сказали: «Абу Хурайра!»
(Шуфайй) сказал: — Я приблизился к нему и сел напротив него, а он рассказывал людям. Когда Абу Хурайра закончил говорить и умолк, я попросил его: «Я прошу тебя об истинной правде, расскажи мне хадис, который ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понял и выучил его!» Тогда Абу Хурайра сказал: «Я сделаю это, я обязательно расскажу тебе хадис, который мне рассказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который я понял и выучил».
Затем Абу Хурайра начал хрипеть и упал в обморок. Мы немного подождали, а он потом пришёл в себя и затем сказал: «Я обязательно расскажу тебе хадис, который мне рассказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никого тогда с нами не было в этом доме, кроме меня и него». И опять Абу Хурайра начал хрипеть и упал в обморок. Затем снова очнувшись он протёр своё лицо (руками) и сказал: «Я сделаю это! Я обязательно расскажу тебе хадис, который рассказал мне посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никого тогда с нами не было в этом доме, кроме меня и него». Но Абу Хурайра (опять) стал сильно хрипеть и затем упал на лицо, а я долго подпирал его собою, и потом очнувшись, он сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал мне о том, что в День воскрешения Всеблагой и Всевышний Аллах спустится к Своим рабам чтобы вершить над ними суд, и в это время все общины будут стоять на коленях. Первыми, кого призвут к ответу (в этот день) будут человек выучивший наизусть Коран, человек сражавшийся на пути Аллаха, и владелец большого имущества. Великий и Всемогущий Аллах скажет чтецу Корана: “Разве я не научил тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?!” Он ответит: “Конечно, о мой Господь!” Тогда Он спросит: “Что же ты делал в соответствии с тем, чему был обучен?” Он ответит: “Я только и делал, что выстаивал молитвы читая его днём и ночью”. Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет ему: “Ты солгал”. И ангелы тоже скажут ему: “Ты солгал”. И Всеблагой и Всевышний Аллах скажет: “Напротив, желал ты лишь того, чтобы (люди) говорили: «Такой-то чтец», и они говорили это.

Затем приведут богача и Великий и Всемогущий Аллах спросит его: “Разве я не продолжал умножать твое имущество до тех пор, пока ты не перестал нуждаться в ком-либо?!” Он ответит: “Да, о мой Господь!” Тогда Он спросит: “Что же ты делал с тем, что Я даровал тебе?” Он скажет: “Я поддерживал родственные связи и раздавал садакъу/милостыню/”. Тогда Аллах скажет: “Ты солгал!” И ангелы повторят: “Ты солгал!” И Всеблагой и Всевышний Аллах скажет: “Напротив, ты желал лишь того, чтобы (люди) говорили: «Он щедрый человек», и они говорили это.

Затем приведут павшего на пути Аллаха и Он спросит его: “За что ты был убит?” Он ответит: “О мой Господь, мне было велено совершать джихад на Твоем пути и я сражался до тех пор, пока меня не убили!” Но Аллах скажет ему: “Ты солгал!” И ангелы повторят: “Ты солгал”. И Аллах скажет: “Напротив, желал ты лишь того, чтобы (люди) говорили: «Такой-то смелый!», и они говорили это”.

Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил меня по бедру и сказал: “О Абу Хурайра, именно эти тремя созданиями Аллаха впервые будет разожжен адский огонь в День воскрешения!”»

Аль-Уалид ибн Абу ‘Усман аль-Мадини сказал: — И ‘Укъба сообщил мне, что Шуфайй был тем, кто зашёл к Му’ауийе (ибн Абу Суфьяну, да будет доволен Аллах ими обоими) и рассказал ему об этом.

Абу ‘Усман сказал: — И аль-‘Аляи ибн Абу Хаким рассказывал мне о том, что он был палачом у Му’ауии. Он сказал: «И (однажды), когда к нему зашёл один человек и рассказал ему это от Абу Хурайры, Му’ауия сказал: “Если так поступили с этими, то что будет с остальными людьми?!” Затем Му’ауия стал сильно плакать, так что мы подумали, что он умрёт, и сказали: “Этот человек принёс (с собой) зло!” Затем Му’ауия успокоился, и протерев своё лицо, он сказал: — Правду сказали Аллах и Его посланник: “Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния” (Сура 11-Худ, 15-16 аяты)». (Ат-Тирмизи 2382. Ибн Хузайма 2482. Ибн Хиббан 4502. Аль-Хаким 1/418 и 419. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргиб» 22, 1335).

4. Призывают к вратам Ада
Передают со слов Хузайфа ибн аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, который говорил: «Обычно люди спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благом, я же спрашивал его о дурном, опасаясь, что это постигнет меня. (Однажды) я сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо, но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да, но к нему будет примешано и зло”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “(Появятся) люди, которые станут руководить (другими) не так, как это делаю я, а вы увидите (их дела) и не одобрите их”. Я спросил: “А придёт ли после этого блага (другое) зло?” Он сказал: “Да, (и этим злом станут) призывающие (людей) к вратам Ада, и тот, кто ответит (на их призывы), будет брошен ими (в Ад)”. Я попросил: “О Посланник Аллаха, опиши их нам”. Он сказал: “Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке”. Я спросил: “Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?” Он сказал: “Не расставайся с группой мусульман и их предводителем”. Я спросил: “А если не будет (среди людей) ни мусульман, ни их предводителя?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Тогда сторонись всех этих групп, даже если (придётся тебе для этого) вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!”» (Аль-Бухари 3606. Муслим 1847).

5. Следуют за своей страстью
Всевышний Аллах сказал: «Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям» (Сура 7-“Преграды”, 176 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помянете назидание?» (Сура 45-“Коленопреклоненная”, 23 аят).

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три вещи являются губительными: скупость, которой подчиняются; страсть за которой следуют и восхищение человека самим собой» (Аль-Баззар 13/486. Ат-Табарани в “аль-Му’джам аль-Аусат” 5/328. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 1802).

Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Сура 28-“Расссказ”, 50 аят).

Уроки из этой притчи