Необходимость получения религиозного знания / Удивительный пример поиска знания

Скачать хутбы из папки Яндекс.Диска

Необходимость получения религиозного знания

Всевышний Аллах сказал: «Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Сура 18-“Пещера”, 46 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «… и говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (Сура 20-“Та ха”, 114 аят).

Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после утреннего намаза посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято» /Аллахумма, инний ас-алюкя ‘ильман нафи‘ан, уа ризкан таййибан, уа ‘амалян мутакаббалян/ (Ибн Маджах 925. Ахмад 26564. Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 23/305. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. “Тахридж Мишкатуль-масабих” 2432).

Всевышний также сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Сура 4-“Женщины”, 113 аят).

Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды), когда мы находились в ас-Суффе [навес в мечети], посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома) и спро­сил (людей): «Кто из вас хочет каждый день отправляться утром в Бутхан или аль-‘Акъикъ и приводить оттуда по две верблюдицы с ог­ромными горбами, (причем) без (совершения) греха, и без разрыва родственных связей?» Мы сказали: “О посланник Аллаха, все мы хотим этого”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так не ходить ли каждому из вас по утрам в мечеть, (где человек может) изучать (или: читать) по два аята из Книги Великого и Всемогущего Аллаха, что для него будет лучше двух вер­блюдиц? И три будут лучше трёх, четыре — четырёх, и (любое) их коли­чество (будет лучше такого же количества) верблюдиц». (Муслим 803).

‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил такие слова: “Знания лучше, чем деньги, потому что знания охраняют тебя, а деньги должен охранять ты. Знание – судья, а деньги – подсудимый. Деньги, когда их расходуешь – иссякают, а знание таково, что, чем больше его раздаёшь, тем его становится всё больше и больше”. (Ибн Асакир в “Тарих Димашк” 50/251).

Всевышний Аллах сказал: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Сура 9-“Покаяние”, 122 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Курана) великую борьбу» (Сура 25-“Различение”, 52 аят).

Сообщается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто пришёл в эту мою мечеть, желая только обучиться благому или обучить благому, тот подобен муджахидам на пути Аллаха, а тот, кто пришёл не из-за этого, подобен человеку, который ищет что-то иное». (Ибн Маджах 227. Аль-Хаким 309. Ахмад 2/418. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. в «Сахих аль-Джами’» 6184).

Абу ад-Дарда, да будет Аллах доволен им, сказал: “Кто считает, что отправление по утрам и вечерам за поиском знания это не джихад, тот ущербен умом и пониманием” (Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’ байануль-ильми уа фадлихи» 116).

Всевышний Аллах сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (Сура 58-“Препирательство”, 11 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?»» (Сура 39-“Препирательство”, 9 аят).

Всевышний также сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием» (Сура 3-“Семейство Имрана”, 18 аят).

Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит ему (других)» (Аль-Бухари 5027).

Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, одних людей Аллах возвысит посредством этого Писания, а других – унизит» (Муслим 817).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра (ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знавшему Куран будет сказано: “Читай и поднимайся, читай отчётливо, как делал ты это в земной жизни, и, поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобой аяту”» ( Абу Дауд 1464. Ан-Насаи 8056. Ат-Тирмизи 2914. Ахмад 6799. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. в «Сахих аль-Джами’» 8122).

Сообщается, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит дорогу в Рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья перед искателем знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает. Поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в море! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами. И, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрёл его, достался великий удел» (Абу Дауд 3641. Ат-Тирмизи 2682. Ибн Маджах 223. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. в «Сахих аль-Джами’» 6297).

Удивительный пример поиска знания

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, проклят мир этот и проклято (всё) то, что есть в нём, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что с этим связано, и знающего и обучающегося!”» (Ат-Тирмизи 2322. Ибн Маджах 4112. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргиб» 74).

Сообщается, что Му’ауия, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кому Аллах желает блага, тому дает понимание в религии”» (Аль-Бухари 71. Муслим 1037).

Передают со слов Убаййи ибн Ка’ба, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Однажды) пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: “Кто из людей обладает наибольшим знанием?” − и он ответил: “Самым знающим являюсь я”, oднакo Аллах выразил ему (за это) порицание, ибо Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху. И Аллах ниспослал ему в откровении: “Поистине, у места слияния двух морей (живёт) один из рабов Моих, который знает больше, чем ты!” (Муса) спросил: “О Господь мой, как мне найти его?” − и ему было сказано: “Положи в корзину рыбу (и отправляйся в путь, а раб этот) будет там, где ты потеряешь её.
И он отправился в путь вместе со своим молодым (слугой) по имени Йуша‘ ибн Нун, который нёс рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю. (Узнав об этом,) Муса и его слуга были удивлены, а потом они (снова) двинулись в путь (и шли) остаток ночи и (весь) день. Когда настало утро, Муса велел своему слуге: “Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути”, а до того, как он миновал то место, куда ему было велено (идти), Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: “Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе”. (Услышав это,) Муса воскликнул: “Этого-то мы и желали!” − и они вернулись назад по своим следам, когда же добрались до той скалы, (увидели) человека, облачённого в одежды (или же он сказал: человека, облачившегося в свои одежды). Муса поприветствовал его, а аль-Хадир спросил: “Откуда в твоей стране знают о (таком) приветствии?” (В ответ ему Муса) сказал: “Я − Муса”. Он спросил: “Муса (из числа) израильтян?” − и (Муса) ответил: “Да”, (а затем) спросил (его): “Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?” Он ответил: “У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной, о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь (иным) знанием, (также) дарованным тебе Им и неведомым мне”. (На это Муса) сказал: “Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления”.
И (Муса с аль-Хадиром) отправились в путь по берегу моря, (поскольку) у них не было корабля, (а вскоре неподалёку) появился какой-то корабль, и они попросили (моряков) взять их на борт. Аль-Хадир был известен (этим людям), и они взяли их, не потребовав никакой платы. (Через некоторое время) прилетел воробей, который сел на борт корабля и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. (Увидев это,) аль-Хадир сказал: “О Муса, знание(, полученное) тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько (та малость воды, что уместилась в) клюве воробья, уменьшила море!”»
И он привёл этот длинный хадис.

В другой версии этого хадиса сказано:

«Однажды, когда Муса шёл с группой израильтян, к нему подошёл какой-то человек и спросил его: “Знаешь ли ты кого-нибудь, кто знает больше тебя?” Муса ответил: “Нет”. Тогда Аллах ниспослал Мусе откровение: “Это не так! (Есть) Наш раб аль-Хадир”. И Муса попросил показать ему путь к нему» (Аль-Бухари 122. Муслим 2380).