Что нужно знать о завещании? / Не следуй за страстью!

Скачать хутбы из папки Яндекс.Диска

Что нужно знать о завещании?

Всевышний Аллах сказал: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность» (Сура 2-“Корова”, 197 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Сура 3-“Семейство Имрана”, 133 аят).

Всевышний также сказал: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (Сура 23-“Верующие”, 99-100 аяты).

Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим 1631).

Сообщается от Абу Хурейры, Абу ад-Дарда, Му’аза ибн Джабаля, Абу Бакра и Халида ибн ‘Убайда ас-Сулям, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах даровал вам треть вашего имущества (для раздачи в качестве садака), когда вы находитесь при смерти, дополнительно к вашим (благим) деяниям». (Ибн Маджах 2207. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. в “Сахих аль-Джами'” 1733)

Всевышний Аллах сказал: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (Сура 2-“Корова”, 180 аят).

Сообщается со слов Анаса ибн Малика, ‘Амра ибн Хариджа и Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах даровал должное каждому, кто имеет на это право, поэтому не следует составлять завещания для наследника». (Абу Дауд 3565. Ан-Насаи 3543. Ат-Тирмизи 2121. Ибн Маджах 2714. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 1720 и 1788).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания». (Аль-Бухари 2738. Муслим 1627)
Ибн ‘Умар сказал: «С тех пор, как я услышал (слова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал это, я не провёл и ночи, не имея (составленного мной) завещания».

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн аш-Шиххир, да будет доволен им Аллах, сказал: — Однажды я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда он читал: «Будет отвлекать вас страсть к приумножению … », (Сура 102) — закончив же чтение, он сказал: «Говорит сын Адама: “Моё богатство, моё богатство!”, — но разве принадлежит тебе, о сын Адама, хоть что—нибудь, кроме того, что ты съел, уничтожив это, или (той одежды, которую) ты носил, износив до предела, или (того, что) ты подал как милостыню, завершив (это)?!». (Муслим 2958).

Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): “Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?” Они сказали: “Нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше”. (Тогда) он сказал: “Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил), а то, что он отложил, является богатством его наследника!”» (Аль-Бухари 6442).

Сообщается, что когда Са’д ибн Абу Уаккас, да будет доволен им Аллах заболел, он сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, болезнь уже довела меня до крайности. Я богат, а наследников у меня, кроме дочери нет, так не раздать ли мне две трети своего имущества?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет». Я спросил: «А половину?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А треть?» Он сказал: «Нет», а потом добавил: «Треть, но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить. И что бы ты не потратил на содержание [тех, кого должен содержать] ради Аллаха, тебе за это полагается награда, даже за то, что ты кладешь в рот своей жене [из еды]» (Аль-Бухари 1295. Муслим 1628).

Всевышний Аллах сказал: «Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Сура 2-“Корова”, 181 аят).

Не следуй за страстью!

Всевышний Аллах сказал: «Они следуют лишь предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним» (Сура 53-“Звезда”, 23 аят).

Всевышний Аллах также сказал: «О Дауд (Давид)! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета» (Сура 38-“Сод”, 26 аят).

Всевышний также сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем?» (Сура 25-“Различение”, 43 аят).

Также Всевышний сказал: «Когда их зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему» (Сура 24-“Свет”, 48-49 аяты).

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников» (Сура 4-“Женщины”, 135 аят).

Передают со слов Кутба ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мерзких нравственных качеств, дел и устремлений! /Аллахумма, инний а‘узу бикя мин мункаратиль-ахляки, уаль-а‘мали уаль-ахуаа’!/». (Ат-Тирмизи 3591. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 1298).