Искупление за собрание. Некоторые адабы собрания / Великая мольба после собрания

Скачать хутбы из папки Яндекс.Диска

Искупление за собрание

Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (человек) присутствовал в собрании, где много кричали (шумели, пустословили), но прежде чем покинуть своё место, сказал: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние!”

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ ، أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ أنْتَ ، أسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إلَيْكَ

/Субханакя, Аллахумма, уа би-хамдик, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфирукя уа атубу иляйкя!/, — ему непременно простится происходившее в том собрании(, где он присутствовал)». (Абу Дауд 4858. Ат-Тирмизи 3433. Ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 397. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 6192).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если люди находились в таком собрании, где они не поминали Аллаха, то обязательно это будет для них сожалением (убытком, потерей). Если пойдет куда-то и не помянет Аллаха, то обязательно это будет для него сожалением. Если кто-то ляжет в постель и не помянет Аллаха, то обязательно это будет для него сожалением». (Ибн Хиббан 853. Абу Дауд 4856. Ат-Тирмизи 3380. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргиб» 1512).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминают Аллаха Всевышнего, (всегда) покидают нечто подобное туше дохлого осла и испытают (из-за этого) сожаление». (Абу Дауд 4855. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 5750).

Передается со слов ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда сидел на собраниях или совершал молитву, всегда завершал этими словами. И когда она спросила его об этом, он ответил: «Кто говорил благое, то эти слова станут для него печатью, которой он будет отмечен, а кто сказал плохое, будет для него искуплением (слова): “Слава Тебе, O Аллах, и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Твоего прощения, и приношу Тебе покаяние”» (Ан-Насаи 1343. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 3164).

Некоторые адабы собрания

Передают со слов ‘Амра бин Шу’айба, что его отец передал, что его дед, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человеку разрешается разъединять двух (других людей) только с их позволения» (Абу Дауд 4844, 4845. Ат-Тирмизи 2752. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’» 7656).

Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда мы приходили к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, каждый из нас садился в конце». (Абу Дауд 4825. Ат-Тирмизи 2725. Шейх аль-Албани назвал хадиса достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 330).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не поднимает человека с его места, (чтобы) потом сесть на него самому! (Не делайте так,) но потеснитесь и постарайтесь сесть посвободнее». Что же касается самого ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то(, придя в какое-нибудь) собрание, он не садился на то место, которое (другой) человек уступал ему. (Аль-Бухари 6270. Муслим 2177).

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть просторнее, то садитесь просторнее, и Аллах одарит вас местом просторным» (Сура 58-“Препирательство”, 11 аят).

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшими местами для собраний являются наиболее просторные из них» (Абу Дауд 4820. Аль-Хаким 4/269. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 832).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас встанет со своего места, а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право» (Муслим 2179).

Великая мольба после собрания

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, редко вставал со своего места, не обратившись к Аллаху с (такими) мольбами: «О Аллах, надели нас (таким) страхом перед Тобой (, которого будет достаточно), чтобы отделить нас от непокорности Тебе, и (таким) повиновением Тебе (, которого будет достаточно), чтобы привести нас к Твоему раю, и такой убеждённостью(, которой будет достаточно), чтобы невзгоды мира этого казались нам незначительными! О Аллах, дай нам пользоваться нашим слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь, и даруй это нашим наследникам, и отомсти за нас тем, кто нас притеснял, и помоги нам (в борьбе) против тех, кто враждует с нами, и не допусти, чтобы религию нашу постигло (какое-нибудь) бедствие, и не делай мир этот ни самой большой нашей заботой, ни пределом нашего знания и не давай власти над нами тем, кто не станет проявлять милосердия по отношению к нам!»

/اللَّهُمَّ اقْسِمْ لَنَا مِنْ خَشْيَتِكَ مَا تَحُولُ بِهِ بَيْنَنَا وَبَيْنَ مَعَاصِيكَ ، وَمِنْ طَاعَتِكَ مَا تُبَلِّغُنَا بِهِ جَنَّتَكَ ، وَمِنَ الْيَقِينِ مَا تُهَوِّنُ عَلَيْنَا مَصَائِبَ الدُّنْيَا ، اللَّهُمَّ مَتِّعْنَا بأسْمَاعِنا ، وَأَبْصَارِنَا ، وقُوَّتِنَا مَا أحْيَيْتَنَا ، وَاجْعَلْهُ الوارثَ مِنَّا ، وَاجْعَلْ ثَأرَنَا عَلَى مَنْ ظَلَمَنَا ، وَانْصُرْنَا عَلَى مَنْ عَادَانَا ، وَلاَ تَجْعَلْ مُصيبَتَنَا فِي دِينِنَا ، وَلاَ تَجْعَلِ الدُّنْيَا أَكْبَرَ هَمِّنَا ، وَلاَ مَبْلَغَ عِلْمِنَا ، وَلاَ تُسَلِّطْ عَلَيْنَا مَنْ لاَ يَرْحَمُنَا/

/Аллахумма,-ксим ляна мин хашйатикя ма тахулю бихи байнана уа байна ма`сыйатикя, уа мин та’атикя ма тубаллигуна бихи джаннатакя, уа мин аль-йакыни ма тухаввину бихи ‘аляйна маса`иба-д-дунйа! Аллахумма, матти’на би-асма`ина, уа абсарина уа кувватина ма ахйайтана, уа-дж’альху-ль-уариса минна, уа-дж’аль са`рана ‘аля ман залямана, уа-нсурна ‘аля ман ‘адана, уа ля тадж’аль мусыбатана фи динина, уа ля тадж’аль ад-дунйа акбара хаммина, уа ля мабляга ‘ильмина уа ля тусаллит ‘аляйна ман ля йархамуна!/ (Ат-Тирмизи 3502. Аль-Хаким 1/528. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’» 1268).