Достоинства Курана

Fadailul Quran

كتاب فضائل القرآن

Разбор книги шейха Мухаммада ибн ’Абдуль-Уаххаба, да помилует его Аллах, которая называется «Фадаилюль Куран» — «Достоинства Корана».

Скачать файлы из папки Яндекс.Диска

Во имя Аллаха, Милостивого, Являющего милость!

Глава о достоинствах чтения Курана, изучения его и обучения ему других

Слова Аллаха Всемогущ Он и Велик: «Возвышает Аллах тех, которые уверовали из вас и тех, кому даровано знание, на степени» (Сура 58-«аль-Муджадаля», 11 аят).

Лекция № 02:

И слова Всевышнего: «Не подобает человеку, которому Аллах даровал писание, и способность выносить решения на основе религии, и пророчество, говорить после этого людям: „Будьте рабами мне помимо Аллаха“. Напротив, будьте набожными наставниками, по той причине, что вы обучаете Курану и потому что вы его изучаете» (Сура 3 «Али ’Имран», 79 аят).

Сообщается, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Человек искусный в чтении Курана будет с благородными благочестивыми ангелами. А тот, кто читает Куран, запинаясь и со сложностями, получит две награды». Передали оба имама (Аль-Бухари, Муслим).

Лекция № 03:

Также приводится у аль-Бухари от ’Усмана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший из вас тот, кто изучает Куран и обучает ему (других)»

Лекция № 04:

Также приводится хадис у Муслима от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), который сказал: Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Читайте Куран! Ибо, он явится в Судный день заступником за тех, кто его читал. Читайте две ослепительные, сияющие — „аль-Бакара“ и суру „Али Имран“, потому что они явятся в Судный день в виде двух облаков или в виде двух навесов или в виде двух стай птиц, распростертыми крыльями, заступаясь за тех, кто их читал. Читайте суру „аль-Бакара“, потому что взятие (изучение) ее — это барака (благодать), а оставление ее — это сожаление, и не одолеют ее колдуны».

И у него же приводится хадис от Наууаса ибн Сам’ана (да будет доволен им Аллах), который сказал: Я слышал как пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Приведут в Судный день Куран и людей его, которые поступали в соответствии с ним. А впереди будут шествовать суры „аль-Бакара“ и „Али Имран“». А затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал им три сравнения, которые я не забыл после этого, он сказал: «Они подобны двум облакам или двум черным навесам, между которыми сияние, или они подобны двум стаям птиц с распростертыми крыльями, которые будут заступаться за тех, кто их читал».

Лекция № 05:

Сообщается от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто прочтет одну букву из книги Аллаха, тому будет за нее (одно) благодеяние. А каждое благодеяние будет увеличено десятикратно. Я не говорю: „Алиф.Лям.Мим“ одна буква. Однако, „Алиф“ — это (одна) буква, „Лям“ — это (одна) буква, „Мим“ — это (одна) буква». Хадис привел ат-Тирмизи и сказал: «Хороший достоверный хадис» [Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’», 6469]

И у него же приводится хадис, про который сказал, что он достоверный, от Абдуллаха ибн ’Амра (да будет доволен им Аллах) от пророка (мир ему и благословение Аллаха) что он сказал: «Будет сказано человеку Курана: „Читай и поднимайся. И читай размеренным чтением так, как ты читал в земном мире. И место твоего пребывания будет там, где ты прочтешь последний аят“» [Хадис достоверный. См. «Ас-Сильсиля ас-Сахиха», 2240]
И у Ахмада приводится подобный хадис от Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах), в нем сказано: «И будет он читать Куран и подниматься с каждым аятом на степень, пока не прочтет последний аят, который он знал» [Хадис достоверный. См. «Ас-Сильсиля ас-Сахиха», 2240]

Также у Ахмада приводится хадис-марфу’ от Бурайды (да будет доволен им Аллах) с текстом: «Учите суру „аль-Бакара“!» После этого упомянул то, что было сказано в «Сахихе» по поводу сур «аль-Бакара» и «Али Имран». Далее в нем (в хадисе) сказано: «Поистине, Куран встретит человека в Судный день тогда, когда развернется над ним его могила, в виде человека с бледным лицом, и скажет ему: „Ты меня знаешь?“ Он ответит: „Я не знаю тебя“. Тогда он скажет (вновь): „Ты меня знаешь?“ Он ответит: „Я не знаю тебя“. И тогда он скажет: „Я твой спутник — Куран, который заставлял тебя испытывать жажду в полуденный зной и не спать тебя ночью. И, поистине, каждый торговец получает прибыль в соответствии со своей торговлей. Ты же превзошел всякую торговлю.“ И затем будет дано ему царство в правую руку и вечность в левую руку, и возложат на его голову венец величия, и оденут его родителей в два одеяния, которые не входят в сравнения с одеждой земного мира. Они скажут: „Почему нас облачили в эти одеяния?“ И будет отвечено им: „За то, что ваш ребенок взял Куран“. А затем будет сказано ему: „Читай и поднимайся по степеням Рая и по горницам (Рая)“. И он будет продолжать подниматься, пока будет читать Куран быстро или размеренно» [Ибн Касир сказал: Иснад хадиса хороший, соответствует условиям Муслима. См. «Тафсир ибн Касир», 1/53]

А также хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди Курана они являются людьми Аллаха и Его приближенными». Привел Ахмад и ан-Насаи. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргиб», 1432.

Лекция № 06:

Глава о том, что сообщается по поводу отдачи предпочтения людям Курана и оказания им уважения

Были чтецы Курана членами собрания ’Умара будь-то люди среднего возраста или молодежь. Аль-Бухари, 4642.
И передано от Абу Мас’уда (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Имамом для людей должен быть тот, кто больше знает Книгу Аллаха. Если же они в чтении (знании Книги Аллаха) одинаковы, тогда тот, кто больше знает Сунну. Если же они в Сунне одинаковы, тогда тот, кто первый совершил хиджру (переселение). Если же они в отношении хиджры одинаковы, тогда тот, кто старше по возрасту» /в другой версии: «тот, кто раньше принял Ислям»./ «И пусть человек не выступает в качестве имама для другого человека в его владениях. И пусть не садится в его доме на его ложе иначе как, с его дозволения». Передал Муслим

У аль-Бухари приводится хадис от Джабира (да будет доволен им Аллах) о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) объединял в одном саване двух людей, которые были убиты (в битве) при Ухуде, а затем спрашивал: «Кто из них больше взял из Курана». И когда ему показывали его, он его первым помещал в «ляхд» (ниша на дне могилы).

Лекция № 07:

И передано от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К возвеличиванию Аллаха относится почтительное отношение к мусульманину, обладающими сединами, и к человеку, который несет (знает) Куран, но при этом не допускает чрезмерности и упущений, и почтение к справедливому правителю». Хороший хадис, передал Абу Дауд. Хороший хадис. См. «Сахих Аби Дауд», 4843.

Лекция № 08:

Глава об обязательности изучения Курана, стремления к пониманию его, слушания его и резкого порицания тем, кто отказывается от этого

Слова Аллаха Всевышнего: «И Мы сделали на сердцах их покровы, так что они не понимают его, а в ушах их глухота» (Сура 17-«аль-Исра», 46 аят)

И сказал Всевышний: «Поистине, худшие из тварей перед Аллахом, это глухие, немые, которые не разумеют» (Сура 8-«аль-Анфаль», 22 аят)

И слова Аллаха: «А те, которые отвращаются от Моего поминания, то им будет тесная жизнь» (Сура 20-«Та ха», 124 аят)

И передано от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «То, с чем отправил меня Аллах из прямого руководства и знания, можно сравнить с обильным дождем, который выпал на землю. А из нее есть такая земля, которая является благой, которая приняла эту воду и взрастила пастбища и много травы. И среди них есть такая, которая представляет собой твердую почву, которая удержала эту воду и посредством нее Аллах дал пользу людям и они стали пить (эту воду), поить и поливать свои посевы. И среди них есть такая, которая представляет собой солончаки, которые не задерживают воду и не взращивают пастбища. Это пример того, который приобрел понимание в религии Аллаха и ему принесло пользу то, с чем отправил меня Аллах, и он получил знание и научил знанию. И это пример тех, которые не обращают внимание на это и не принимают руководство Аллаха, с которым я послан». Привели оба имама (аль-Бухари и Муслим)

И передано от ибн ’Амра (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Милуйте, и будете помилованы. Прощайте, и будет прощать вам Аллах. И горе людям, которые в их отношениях к словам подобны воронкам, и горе упорствующим, которые упорствуют в своих деяниях в то время, как они знают». Передал Ахмад. Достоверный хадис. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха», 482.

Лекция № 09:

Глава о страхе за тех, которые не понимают Куран, что они относятся к числу лицемеров

Слова Всевышнего: «И среди них есть такие, которые слушают тебя и потом, когда выходят от тебя…» до конца аята. (Сура 47-«Мухаммад», 16 аят)

И слова Его Всемогущ Он и Велик: «И Мы создали для Ада многих джиннов и людей, у них сердца, которыми они не разумеют…» до конца аята. (Сура 7-«аль-А’раф», 179 аят)

Передано от Асма (да будет доволен ею Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, вы будете подвергнуты испытанию в ваших могилах или близко к тому, как вы будете испытаны Дадджалем. Придут к одному из вас и скажут: „Что ты знаешь об этом человеке?“ Что касается верующего или убежденного» /я (передатчик) не знаю какое именно слово сказала Асма/ «То он ответит, он — Мухаммад посланник Аллаха, он пришел к нам с ясными знамениями и истинным руководством. И мы ответили ему и уверовали и последовали. И будет отвечено ему: „Спи во благе. Мы знаем, что, поистине, ты был верующим“. А что касается лицемера или сомневающегося, то он скажет: „Я не знаю. Я слышал, что люди говорили что-то и тоже самое говорил“.» Привели оба имама (аль-Бухари и Муслим)

А в хадисе аль-Бара (да будет доволен им Аллах) достоверном, сказано: «Поистине, верующий ответит: „Это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)“. Скажут ему два ангела: „Как ты узнал?“ Он ответит: „Я читал Книгу Аллаха и уверовал в нее и подтвердил это“.» [Достоверный хадис. См. «Сахих аль-Джами’», 1676]

Лекция № 10:

Глава о словах Всевышнего Аллаха: «Среди них есть неграмотные, которые не знают писание и они следуют лишь за мечтаниями» и до конца аята (Сура 2-«аль-Бакара», 78 аят)

И слова Его: «Пример тех, на которых возложен Таурат (Тора), а потом они не понесли его, подобен ослу, который несет на себе книги …» до конца аята. (Сура 62-«аль-Джуму’а», 5 аят)

Сообщается от Абу ад-Дарда (да будет доволен ею Аллах) что он сказал: «Однажды мы находились вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и поднял свой взор к небу и сказал: «Наступит время, когда знание будет отобрано у людей, так что они не будут владеть ничем из него». Тогда Зияд ибн Лябид аль-Ансари сказал: «Как будет отобрано у нас знание, если мы читаем Куран. Клянусь Аллахом, мы непременно будем читать его и будем обучать ему наших жен и наших детей.» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Да лишится тебя твоя мать, о, Зияд! Я считал тебя из людей знающих религию в Медине. Этот Таурат (Тора) и этот Инджиль (Евангелие) у иудеев и христиан разве их от чего-нибудь?!”” Передал ат-Тирмизи и сказал: «Хороший, редкий». [Достоверный хадис. См. «Сахих аль-Джами’», 6990]

А также хадис, который передается от ’Айши (да будет доволен ею Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда были ниспосланы ему аяты с: «Поистине, в сотворении небес и земли, и в смене ночи и дня есть знамения для людей обладающих разумом» и до: «Пресвят Ты, (о, Аллах)! Защити нас от наказания Ада», сказал: «Горе тем, которые читают эти аяты и не размышляют о них». Приводит ибн Хиббан в своем «Сахихе» [Хороший хадис. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 68 и 1/147]

Лекция № 11:

Глава о греховности человека, который допускает распущенность в отношении Курана

Слова Всевышнего: «А вводит в заблуждение, посредством нее (притча), только нечестивых» (Сура 2-«аль-Бакара», 26 аят)

Также Его слова: «А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то они суть неверующие» (Сура 5-«аль-Маида», 44 аят)

А также Его слова: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослал Аллах из Писания, и продают это за малую цену» и до конца аята (Сура 2-«аль-Бакара», 174 аят)

Лекция № 12:

Передается от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Среди этой общины (уммы)» — и не сказал «из этой уммы» — «появятся люди, такие что, ваш намаз будет казаться незначительным по сравнению с их намазом; которые будут читать Куран, но он не будет опускаться ниже их гортани; они будут вылетать из религии, как вылетает стрела из пробитой мишени, так что смотрит человек на место, где острие соединяется с самой стрелой, внимательно осматривает то место (вырезку), куда вставляется тетива лука, осталось ли там что-то из крови». Привели оба имама. В другой версии сказано: «Они будут читать Куран, так что влажными будут их уста».

А ибн ’Умар (да будет доволен им и его отцом Аллах) считал их самыми худшими из людей и говорил: «Поистине, они устремляются к аятам, которые были ниспосланы в отношении неверующих, и применяют их в отношении верующих». [Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари», 12/298]

А у ат-Тирмизи приводится хадис, который он назвал хорошим, от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), цепочка передачи которой доходит до пророка (мир ему и благословение Аллаха), где сказано: «Кого спросят о каком-то знании, а он его скроет, на того Аллах оденет узду из огня в Судный день». [Достоверный хадис. См. «Сахих ат-Тирмизи», 2649]

Лекция № 13:

Глава о греховности человека, который занимается показным благочестием посредством Курана

Передается от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: „Поистине, первым человеком, над которым будет свершен суд в Судный день, будет человек, который пал на поле брани и приведут его. И Аллах заставит признать Его милости, которые были ему даны и он признает их. И скажет: „Что ты делал с этими милостями?“ Он ответит: „Я сражался ради Тебя, пока не пал шахидом.“ Он (Аллах) скажет: „Ты лжешь! Но ты сражался ради того, чтобы сказали про тебя храбрец и это было сказано.“ А затем будет приказано потащить его на его лице, пока не бросят в адский огонь.

А также другой человек, который обучился знанию и учил этому знанию и читал Куран, и приведут его и Аллах предъявит ему милости, которые были ему оказаны и он признает их. И скажет: „Как ты поступил в отношении этих милостей?“ Он ответит: „Я изучал знание, обучал ему и читал Куран ради Тебя.“ Он (Аллах) скажет: „Ты лжешь! Но ты изучал знание ради того, чтобы сказали про тебя ученый, и читал Куран ради того, чтобы сказали про тебя чтец, и это было сказано.“ А затем будет приказано потащить его на его лице, пока не бросят в адский огонь.

А также другой человек, которому Аллах расширил его достаток и дал ему из всех видов имущества. И приведут его и Аллах предъявит ему милости, которые были ему оказаны и он признает их. И скажет: „Как ты поступил в отношении этих милостей?“ Он ответит: „Я не оставил ни одного пути, трату на котором Ты любишь, без того, чтобы не потратить имущество на этом пути, ради Тебя.“ Он (Аллах) скажет: „Ты лжешь! Но ты делал это ради того, чтобы сказали про тебя щедрый, и это было сказано.“ А затем будет приказано потащить его на его лице, пока не бросят в адский огонь“.» Приводит Муслим.

Лекция № 14:

Глава о греховности человека, который использует Куран для поедания имущества

Приводится от Джабира (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Куран! И стремитесь посредством него к лику Аллаха (Велик Он и Могуч) до того, как появятся люди, которые будут выправлять его как выправляют стрелы, и будут спешить с ним и не будут уготовлять его на будущее (не будут хотеть отсроченной награды)». Приводит Абу Дауд [с таким текстом: «Вышел к нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда мы читали Куран и среди нас были бедуины и не арабы, и сказал: „Читайте, все это благо. Появятся люди…“». Хадис достоверный. См. «Сахих Аби Дауд», 830], и у него же с таким смыслом от Сахля бну Са’да. [Хороший хадис. См. «Сахих аль-Джами’», 1167]

Также (приводится) от ’Имрана ибн Хусейна (да будет доволен им Аллах) что однажды он проходил мимо человека, который читал людям Куран, а когда закончил, попросил [награду за чтение]. ’Имран сказал: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся! Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: „Тот, кто прочел Куран, пусть просит Аллаха (Благословен Он и Возвышен) посредством него, ибо, появятся люди, которые будут читать Куран, прося посредством него людей“». Приводят Ахмад и ат-Тирмизи. [Хороший, достоверный хадис. См. «Сахих аль-Джами’», 6467. «Сахих ат-Таргиб», 1433]

Лекция № 15

Глава об игнорировании Курана

Приводится от Самура ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах) в длинном хадисе о сновидении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) где сказано: «Пришли сегодня ночью ко мне двое и повели меня. Сказали: «Пошли». И я отправился вместе с ними, и (через некоторое время) мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший ее. И (после того, как он наносил ему удар,) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз. И я сказал им: «Пресвят Аллах! Кто эти двое?» Они ответили: «Это — человек, которого Аллах обучил Курану, а он просыпал его ночью, и не совершал деяния в соответствии с ниим днем. И будут делать это с ним до Судного дня.»

В другой версии сказано: «Это — человек, взял Куран, затем отверг его и просыпал обязательный намаз». Привел аль-Бухари.

Также приводится у Муслима от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) что он сказал чтецам Басры: «Читайте его! И пусть не будет так, что пройдет длительный срок и очерствеют ваши сердца, как очерствели сердца тех, которые были до вас.»

Также передается от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) что он сказал: «Поистине, сыны Исраиля, когда прошел длительный срок и очерствели их сердца, они сочинили книгу от себя, которая понравилась их душам. А истина была препятствием между ними и между многими из их страстей, так что они забросили книгу Аллаха за свои спины.» [Асар достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2694]

Лекция № 16:

Глава о человеке, который ищет руководство не в Куране

Слова Аллаха (Всемогущ Он и Велик): «А тот, кто отвращается от поминания Всемилостивого, к тому Мы приставляем дьявола» и до конца двух аятов (Сура 43-«аз-Зухруф», 36-37)

Также слова Всевышнего: «И Мы ниспослали тебе Писание как разъяснение для каждой вещи» и до конца аята (Сура 16-«ан-Нахл», 89 аят)

Передается от Зейда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) что он сказал: «Посланник Аллаха обратился к нам с проповедью у водоёма под названием „Хумм“ (который находится между Меккой и Мединой). И он восхвалил Аллаха и восславил Его, и обратился с увещеванием и напоминанием, а потом сказал: „А затем: О, люди, поистине, я — не иначе как человек подобный вам. Вот-вот придет ко мне посланец от моего Господа, и я отвечу. И я оставляю среди вас две тяжелые вещи. Первая из них — это Книга Аллаха, в которой руководство и свет. Возьмите Книгу Аллаха и держитесь за нее!“. И он стал побуждать к Книге Аллаха и поощрять следование за ней, а затем сказал: „И своих домочадцев. Напоминаю вам об Аллахе в отношении своих домочадцев“».
В одной из версии сказано: «Первая — это Книга Аллаха (Всемогущ Он и Велик), которая является вервью Аллаха. Кто последует за ней, тот на прямом пути, а кто оставит ее, тот будет в заблуждении». Привел имам Муслим.

Лекция № 17:

И у него же [Муслим] приводится от Джабира (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда обращался с проповедями, говорил: «А затем: Поистине, лучший рассказ — это Книга Аллаха, лучший путь — это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самое худшее из дел — это новшества, а каждое нововведение — это заблуждение».

Передается от Са’ида ибн Малика (да будет доволен им Аллах) который сказал: «Был ниспослан посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Куран, и он читал его людям долгое время. А потом они сказали: О, посланник Аллаха, о, если бы ты рассказал нам какое-то повествование. Тогда Аллах ниспослал: „Алиф. Лям. Ра. Это аяты книги“ и до конца аята. И он (пророк) читал им это какое-то время». Передал ибн Аби Хатим с хорошим иснадом. [Хадис (с подобным смыслом) достоверный. См. «Сахих аль-Мауарид», 1462]

И у него же передано от аль-Мас’удии от аль-Касима [от ’Аун ибн Абдуллах] о том, что сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовали скуку и сказали: «Поведай нам рассказ, о, посланник Аллаха». И тогда был ниспослан аят: «Аллах низвел лучший рассказ в качестве писания, части которого сходные». Через какое-то время они почувствовали скуку и сказали: «Поведай нам какой-то рассказ, о, посланник Аллаха». И Аллах (Всемогущ Он и Велик) ниспослал: «Разве не настало время для тех, которые уверовали, чтобы смирились их сердца перед поминанием Аллаха» и до конца аята. [См. Тафсир ибн Джарир (ат-Табари), 15/552. «Дурр аль-Мансур», 4/3.]

Передал ’Убейд от некоторых таби’инов где сказано: «Если они попросят у тебя какой-то рассказ, то укажи им на Куран»

Лекция № 18:

Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) говорил в своих собраниях каждый день, редко когда он не говорил об этом: «Аллах — Справедливый Судья. Да погибнут сомневающиеся! Поистине, впереди вас ждут смуты, когда будет много имущества и когда откроется Куран, так что его будет читать верующий и лицемер, и женщина и ребенок. И вот-вот один из них станет говорить: Я прочел Куран и не думаю, что кто-то за мной последует, пока я не придумаю для них что-то другое. Остерегайтесь же того, что он придумает, ибо каждое нововведение это заблуждение. И остерегайтесь отклонения (ошибки) мудреца. И, поистине, лицемер иногда может сказать слово истины. И принимайте истину от того, кто пришел с истиной. Потому что, истина излучает свет» и до конца хадиса (асара) приводит Абу Дауд. [Асар достоверный. См. «Сахих Аби Дауд», 4611]

Также приводит аль-Байхаки от ’Уруа ибн Зубейра [от Абдуллаха ибн ’Умара — «Такйидуль-’илм», 50] что ’Умар (да будет доволен им Аллах) захотел записывать хадисы и посоветовался со сподвижниками. И они посоветовали ему это. А затем, он стал совершать истихару (просьба Аллаха наставить в каком-либо деле к правильному решению) на протяжении месяца, а затем сказал: «Я вспомнил людей, которые были до вас, они написали книги и увлеклись ими, так что оставили Книгу Аллаха (Всемогущ Он и Велик). И, поистине, я, клянусь Аллахом, не буду мешать Книгу Аллаха с чем-то, никогда!» [См. Аль-Байхаки (в «Мадхал Сунан аль-Кубра»), 731. Абдур-Раззак (в «Мусаннаф»), 20484 (11/257-258). Хатыб аль-Багдади в «Такйидуль-’илм», 49-51. Иснад достоверный]

Лекция № 19:

Глава о чрезмерность в отношении Курана

В этой главе уместно привести хадис о хариджитах, который был приведен ранее (см. главу 6).

В «Сахихе» [Муслим] приводится хадис от ’Абдуллаха ибн ’Амра (да будет доволен ими Аллах) который сказал: Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Мне сообщили о том, что ты постишься всё время и читаешь Куран полностью каждую ночь, так ли это?» Я ответил: Да, это так, о, пророк Аллаха, но я, делая это, хочу только блага. Тогда он сказал: «Соблюдай пост Дауда, потому что он был самым усердным в поклонении среди людей, и читай Куран полностью за месяц». Я сказал: О, пророк Аллаха, я могу лучше (больше) чем это. [Тогда он сказал: «Читай Куран полностью каждые двадцать дней». Я сказал: О, пророк Аллаха, я могу лучше (больше) чем это.] Тогда он сказал: «Читай Куран полностью каждые десять дней». Я сказал: О, пророк Аллаха, я могу лучше (больше) чем это. Тогда он сказал: «Читай Куран полностью каждые семь дней, но не больше этого».

Также у Муслима приводится от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да погибнут проявляющие чрезмерность».

У Ахмада приводится от ’Абдуррахмана ибн Шибл марфу’ (с иснадом доходящим до пророка): «Читайте Куран, но не излишествуйте в отношении него, и не допускайте пренебрежения в отношении него, и не ешьте посредством него, и не пытайтесь посредством него увеличить свои мирские блага». [Хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 3057]

Также приводится хадис от Абу Рафи’ (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть я не застану кого-то из вас, возлежащим на своем ложе, так что приходит к нему какое-то из моих повелении нечто из того, что я приказал или из того, что запретил, а он говорит: Не знаю, мы следуем за тем, что находим в Книге Аллаха». Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. [Хадис достоверный. См. «Сахих Аби Дауд», 4605]

Лекция № 20:

Глава о том, что сообщается по поводу следования за неясными аятами

Приводится в «Сахихе» [Муслим] от ’Айши (да будет доволен ею Аллаха) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочел аят: «Он — Тот, Который ниспослал тебе Писание, в нем есть ясные аяты, они и есть основа Писания, и есть другие аяты не с однозначным смыслом» до слов: «Но поминают только лишь обладатели разума» (Сура 3-«Аали ’Имран», 7 аят) после этого сказал: «Если вы увидите тех, которые следуют за тем, что в Куране является иносказательным, то знайте, что это и есть те люди, которых назвал Аллах, так остерегайтесь же этих людей». Конец цитаты.

И сказал ’Умар (да будет доволен им Аллах): «Разрушают Ислам ошибка ученого, пререкания лицемера посредством Курана и заключение (решение) имамов, вводящих в заблуждение». [Асар достоверный. См. «Тахридж Мишкатиль-Масабих», 259]

А когда Субейг спросил ’Умара о «аз-Зарият» и подобных аятах, то ’Умар побил его, и это известная история. [См. Ибн аль-Джаузий в «Тарих ’Умар ибн аль-Хаттаб», 146-148. Ибн Касир в «Муснад аль-Фарук», 2/606]

Лекция № 21:

Глава об угрозе в отношении того, который говорит о Куране на основе своего мнения и без знания

Слова Всевышнего Аллаха: «Скажи: Поистине, мой Господь запретил мерзости явные из них и скрытые…» до слов Всевышнего: «… и чтобы вы говорили об Аллахе без знания». (Сура 7-«аль-А’раф», 33 аят)

Также передается от ибн ’Аббаса (да будет доволен ими Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет говорить о Куране на основе своего мнения» в другой версии: «без знания, да займет свое место в адском огне». Привел ат-Тирмизи и назвал его хорошим. [Хадис слабый. См. «Да’иф ат-Тирмизи», 2950, 2951]

Также передается от Джундуба (да будет доволен им Аллах), который сказал: Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто будет говорить о Куране на основе своего мнения и окажется прав, то все равно он ошибся». Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал что хадис странный. [Хадис слабый. См. «Да’иф ат-Тирмизи», 2952]

Лекция № 22:

Глава о том, что сообщается по поводу споров о Куране

Сказал Абуль-’Алия (да помилует его Аллах): «Два аята, насколько суровы (строги) они к тем, которые спорят о Куране, слова Всевышнего: «Но спорят об аятах Аллаха только те, которые не веруют» (Сура 40-«Гафир», 4 аят) и слова: «И, поистине, те, которые разногласят о Писании, они в далеком расколе» (Сура 2-«аль-Бакара», 176 аят). [См. «Тафсир аль-Багауи», 4/91. «Тафсир аль-Куртуби», 15/292]

Передается от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Споры о Куране — неверие». Приводят Ахмад и Абу Дауд, и иснад его хороший. [Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’», 3106]

Также хадис от ’Амра ибн Шу’айба от его отца от его деда [Абдуллах ибн ’Амра], что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) услышал людей, которые вели спор относительно Курана, и сказал: «Поистине, погибли те, которые были до вас из-за того, что разошлись относительно писания». [Муслим, 2666]

Лекция № 23:

Глава о том, что сообщается по поводу разногласий касательно Курана, его слов и его смысла

Слова Аллаха (Всемогущ Он и Велик): «И они продолжают находиться в разногласиях, кроме тех, которых помиловал твой Господь». (Сура 11-«Худ», 118-119 аяты)

А также слова Его: «Были люди одной единой общиной, а затем Аллах отправил пророков, благовествующими и увещевающими» и до конца аята. (Сура 2-«аль-Бакара», 213 аят)

Лекция № 24:

Также приводится в «Сахихе» [аль-Бухари] от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) который сказал: Я однажды услышал как один человек читал аят из Курана, который как я слышал пророк (мир ему и благословение Аллаха) читает по другому. И я взял этого человека за руку и пошел вместе с ним к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему об этом. И увидел на его лице недовольство, после чего он сказал: «Вы оба поступаете хорошо. Так не разногласьте, потому что те, которые были до вас, впали в разногласие и погибли».

В нем же [аль-Бухари] передано от ибн ’Амра (да будет доволен им Аллах) что он сказал: Однажды, я рано утром отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и услышал голоса двух мужчин, которые разногласили относительно одного из аятов. После чего вышел к нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и на лице его был виден гнев, и он сказал: «Поистине, погибли те, которые были до вас из-за их разногласий относительно писания»

В «Муснаде» от него же [Абдуллах ибн ’Амра] в хадисе ’Амра ибн Шу’айба от его отца от его деда: Однажды мы сидели у дверей пророка (мир ему и благословение Аллаха) и один из присутствующих сказал: Разве Аллах не сказал то-то и то-то? А другой сказал: А разве Аллах не сказал так-то и так-то? И услышал это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и вышел таким, как-будто на его лице разорвалось зернышко граната, и он сказал: «Разве это вам приказано или ради этого вы были посланы, чтобы вы сталкивали одну часть Книги Аллаха с другой ее частью?! Поистине, заблудились предшествующие общины из-за подобного. Вы не должны иметь с этим ничего общего! Смотрите что вам приказано и делайте это, смотрите что вам запрещено и отстраняйтесь от этого!» [Хадис достоверный. См. «Муснад» имама Ахмада, 11/73] В другой версии сказано: «Вышел к своим сподвижникам в то время, когда они спорили о предопределении». [Хадис достоверный. См. «Муснад» имама Ахмада, 11/74] Также передает ат-Тирмизи от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) где сказано: «Вышел в то время, когда мы спорили о предопределении», и сказал: Хороший хадис [Странный хадис]. [Хороший хадис. См. «Сахих ат-Тирмизи», 2133]

Лекция № 25:

Глава – если между вами возникли разногласия, то разойдитесь

Передается в «Сахихе» [аль-Бухари, Муслим] от Джундуба (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Куран до тех пор, пока сплочены ваши сердца. А если возникают разногласия между вами, то разойдитесь оставив чтение»

И у них же приводится от ибн ’Аббаса (да будет доволен ими Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, когда находился в состоянии болезни: «Принесите мне письменные принадлежности (записку), чтобы я записал для вас запись, после которого вы уже никогда не собьетесь». И сказал тогда ’Умар: «Поистине, посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одолела болезнь, а у нас есть Книга Аллаха, которая нам достаточна». А некоторые же сказали: «Нет, принесите записку». И возникло между ними разногласие. И тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разойдитесь от меня, ибо не подобает разногласие при пророке».

Также у Муслима приводится от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) что однажды он прочел суру «Юсуф». И один из присутствующих сказал: «Не так была ниспослана эта сура!» Тогда он ему ответил: «Ты называешь ложью Писание?!»

Лекция № 26:

Глава о словах Всевышнего: «Кто более несправедлив, чем тот, кому напоминают об аятах его Господа, а он отворачивается от них…» и до конца аята

Сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Высокомерие — это отвергание истины и презрение к людям». [Муслим]

Также передается от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) что он сказал: «Из самых великих грехов перед Аллахом, когда раб говорит кому-то: Бойся Аллаха! А тот отвечает: Смотри на себя!» [См. «Тафсир аль-Багауи», 1/180. В «Маджма’ аз-Зауаид» с дополненнием: «…Ты мне приказываешь!», 7/274. Подобный асар достоверный, где сказано: «Из самых ненавистных слов». См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2598]

Лекция № 27:

Приводится в «Сахихе» [аль-Бухари, Муслим] от Абу Уакид аль-Лейси, который сказал: «Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в своей мечети, а вокруг него были люди, появились три человека. Двое из них направились к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а один ушел. Они подошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и один из них увидел пустое место в кругу и сел туда, второй сел сзади людей, а третий повернулся и ушел. Когда закончил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: „Сообщить ли мне вам о трёх людях? Что касается первого из них, то он укрылся у Аллаха и Аллах дал ему укрытие. Что касается второго, то он постеснялся и Аллах постеснялся его. Что касается третьего, то он отвернулся и Аллах отвернулся от него“», конец цитаты.

Катада, по поводу слов Аллаха: «Среди людей есть такие, которые покупают историю/речь забавы, чтобы сбить с пути Аллаха без знания» и до конца аята (Сура 31-«Лукман», 6 аят), сказал: «Возможно, этот человек не тратил имущество. Достаточным заблуждением для человека является отдать предпочтение ложной речи перед речью истинной» [См. «Тафсир ат-Табари», 21/61, где есть добавка: «…но его покупка — это его предпочтение…и отдает предпочтение тому, что вредно, перед тем, что полезно»]

Лекция № 28:

Глава о том, что сообщается по поводу чтения Курана нараспев

Передается от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ни к чему так не прислушивается Аллах, как прислушивается к пророку, который читает Куран нараспев». В другой версии сказано: «…прислушивается к пророку с красивым голосом, который читает Куран нараспев вслух». Привели оба имама.

Также передается от Абу Любаба (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто не читает Куран нараспев». Приводит Абу Дауд с хорошим иснадом. [Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’», 5442. Также приводится у аль-Бухари от Абу Хурейра, 7527]

Заключение

Лекция № 29:

Нравственность пророка (мир ему и благословение Аллаха) (часть 1).

Лекция № 30:

Нравственность пророка (мир ему и благословение Аллаха) (часть 2).

Аллах (Свят Он и Возвышен) знает лучше. И да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семью и его сподвижников!

Просим Аллаха чтобы он сделал для нас полезным то, что изучили! И просим Аллаха чтобы Он сделал нас из людей Курана!