Украшение искателя знаний. Второй раздел: Как приобретается знание

Hilya Talib Ilm

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ: Как приобретается знание

 

Лекция № 10:

Глава 16. Принципы и этапы получения знания

Сказано: «Кто не овладел должным образом основами, тот не сможет достичь цели».
И сказано: «Кто пытается получить знание сразу и целиком, от того оно уходит сразу и целиком».
Также сказано: «Если слух перезагрузить знанием, то будут нарушения в понимании»;

Следовательно, в каждой отрасли знания необходимо установление принципов обучения и заложение основ, с овладением базисом и кратким изложением той или иной науки в точном и правильном виде, с помощью учителя, хорошо знающего свой предмет, а не только путем самообразования, следуя принципу постепенного и поэтапного получения знания.

Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (Сура «Перенос ночью», 106 аят).

И сказал: «Неверующие сказали: „Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?“. Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом» (Сура «Различение», 32 аят).

И сказал: «Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него. А те, которые не уверуют в него, непременно окажутся в убытке» (Сура «Корова», 121 аят).

Ниже я укажу принципы, которые необходимо соблюдать при изучении любой отрасли знания:

  1. Выучить наизусть какое-либо из кратких изложений, касающихся этой науки;
  2. Добиться точного и правильного овладения этим изложением при помощи учителя, проверив у него точность и правильность выученного;
  3. Не заниматься объемными и длинными книгами и отдельными трудами, посвященными подробностям этой науки, до тех пор, пока не достигнешь точного и крепкого знания ее основ;
  4. Не перескакивать с одного краткого изложения на другое без веской причины, потому что это относится к проявлениям невыдержанности и смятения;
  5. Извлекать полезные выводы и научные правила;
  6. Сосредоточиться на поиске знания и росте в нем, проявляя горячее желание и усердие для его получения и для достижения более высоких ступеней, чтобы притечь к объемным трудам надежным путем.

 

 

Лекция № 11:

Ибн аль-Араби аль-Малики считал, что искателю знания не следует совмещать друг с другом изучение сразу двух наук, и что вначале нужно изучить арабский язык, поэзию и арифметику, а уж потом переходить к изучении Корана.

Однако Ибн Хальдун не согласился с ним, отметив, что это не соответствует устоявшейся традиции и что предпочтение нужно отдать изучению Благородного Корана и его запоминанию наизусть, потому что пока ребенок находится на попечении, то поддается управлению, когда же переходит за границы совершеннолетия, то исправление его становится трудным.

Что же касается смешивания двух и более наук, то положение в этой связи может быть разным и зависит от различия обучающихся в понимании и активности.

Среди ученых были такие, которые обучали начинающих книге «Зад аль-мустакниъ», учеников более высокой ступени — книге «Аль-мукъниъ», которая разъясняет разногласия, существующие внутри мазхаба, а учеников следующей ступени — книге «Аль-мугъни», разъясняющей разногласия, имеющиеся на высоком уровне, и не позволяли представителям первой ступени сидеть на уроке второго уровня и далее, чтобы предотвратить путаницу.

Знай, что список кратких и объемных трудов, на которых строится обучение и получение знания у шейхов, как правило в разных странах бывает разным, что связано с различием мазхабов, а также наличием у ученых в каждой стране своих привычных для них кратких изложений, которым они отдают предпочтение перед другими, хорошо владея ими и практикуя их преподавание.

Положение в этом вопросе может меняться и в связи с различием между учениками в способностях, природных склонностях, понимании, уровне подготовки, энергичности или спокойствии ума.

В нашей стране, ученики после окончания начальной школы и приступания к заучиванию Корана, проходят в школах при мечетях три этапа обучения у учителей: начальный, средний и высокий.

По предмету таухида они изучают «Салясату-ль-усуль уа адиллятуха» и «Аль-къауаид аль-арбаъа», затем — «Кашф аш-шубухат», затем «Китаб ат-таухид». Все четыре книги принадлежат шейху Мухаммаду ибн аль-Ваххабу, да смилуется над ним Аллах, и посвящены таухиду, связанному с поклонением.

В области таухида, связанного с именами и атрибутами, изучаются «Аль-акида аль-уаситиййа», затем «Аль-хамауиййа» и «Ат-тадмуриййа» — все три книги принадлежат шейхуль-исляму Ибн Теймии, да смилуется над ним Всевышний Аллах. После этого они изучают «Ат-тахауиййу» с комментариями к ней.

По науке «ан-нахв» они изучают «Аль-аджрумиййу», затем «Мульхьату-ль-иъраб» аль-Харири, затем «Катр ан-нада» Ибн Хишама и «Альфиййу» Ибн Малика с комментариями Ибн Акиля к ней.

По дисциплине «Хадис» они изучают «Аль-арбаъин» ан-Науауи, затем «Умда аль-ахкам» аль-Макдиси, затем «Булюг аль-марам» Ибн Хаджара и «Аль-мунтакъа» аль-Маджда ибн Теймии, да смилуется над ними Аллах. После этого ученики приступают к чтению шести основных книг и других сборников хадисов.

По дисциплине «Терминология хадиса» они изучают «Нухба аль-фикр» Ибн Хаджара. Затем «Аль-альфия» аль-Ираки, да смилуется над ним Аллах.

По фикху они изучают, например, «Адаб аль-машй иля-с-саля» шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба, затем «Зад аль-мустакъниъ» аль-Хьиджджави, да смилуется над ним Аллах, или «Умда аль-фикх», затем «Аль-мукъниъ», рассказывающую о разногласиях внутри мазхаба, затем «Аль-мугни», рассказывающую о разногласиях на высоком уровне. Три последние книги принадлежат Ибн Къудаме, да смилуется над ним Аллах.

По дисциплине «Усуль аль-фикх» они изучают «Аль-варакат» аль-Джувайни, да смилуется над ним Аллах, затем «Рауда ан-назир» Ибн Къудамы, да смилуется над ним Аллах.

По науке «Аль-фараид» они изучают «Ар-рахабиййу», затем комментарии к ней и книгу «Аль-фаваид аль-джалиййа».

По дисциплине «Тафсир» — «Тафсир Ибн Касира», да смилуется над ним Всевышний Аллах.

По науке «Усуль ат-тафсир» (Пинципы тафсира) — «Аль-мукаддима» шейху-ль-ислям Ибн Теймии, да смилуется над ним Аллах.

По дисциплине «Биография Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» — «Мухтасар ас-сира» шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба, которая является сокращением книги Ибн Хишама, а также главы, посвященные этой теме в книге «Зад аль-маъад» Ибн аль-Каййима, да смилуется над ним Аллах.

При изучении арабского языка они уделяют внимание арабской поэзии, например сборнику «Аль-мъуаллякат ас-сабъ», а также «Аль-камус» аль-Файруз Абади, да смилуется над ним Всевышний Аллах.

И так во всех других отраслях они проходят подобные этапы обучения.

 

 

Лекция № 12:

В то же время они штудировали (изучали) обширные труды, такие, как «Ат-тарих» Ибн Джарира и «Ат-тарих» Ибн Касира, а также тафсиры, принадлежащие этим двум авторам. Они уделяли основное внимание книгам шейху-ль-исляма Ибн Теймии и его ученика Ибн аль-Каййима, да смилуется над ними обоими Аллах, а также книгам имамов, представляющих данный призыв, и их фетвам, особенно, трудам, посвященным убеждениям (акыде).

Таким образом, их время было заполнено получением знания и собраниями знания. Они начинали заниматься этим после утренней молитвы и продолжали до наступления часа, когда солнце поднимается достаточно высоко. Незадолго до молитвы аз-зухр они имели дневной сон (аль-кайлюля), и после каждого из пяти намазов они проводили уроки. Им было присуще проявление с обеих сторон совершенной благопристойности и уважительности, сочетавшейся с достоинством. Тем самым они придерживались пути и принципов предшественником, да смилуется над ними Аллах. В этом кроется причина выхода из их числа большой группы ученых имамов, предводителей в знании. Вся же хвала принадлежит Аллаху, Господу миров!

Не пора ли вернуться к подлинному, коренному, изначальному обучению, основанному

  • на изучении основополагающих кратких трудов, заслуживших доверие, а не на изучении памяток;
  • на заучивании наизусть, а не только на понимании, ибо отказ от заучивания погубил учеников, оставив их и без знания наизусть, и без понимания;
  • на обучении, свободном от всего поддельного и фальшивого, от примесей и мути, что является следованием методу предшественников, и лишь у Аллаха мы просим помощи в этом!

Аль-хафиз Усман ибн Хурразазъ (умер в 282 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знаток хадиса нуждается в пяти вещах, и отсутствие даже одной из них указывает на неполноценность: он нуждается в незаурядном уме, религиозности, точности, искусном владении своим ремеслом, сочетающимися с его известной людям честностью и надежностью».

Аз-Захаби сказал: «Надежность является частью религиозности, а точность входит в искусное владение ремеслом. Знаток хадисов нуждается в богобоязненности, уме, знании науки „ан-наху“ и арабского языка. Он должен быть чистым и застенчивым и должен быть приверженцем пути предшественников (саляфи). Достаточно, чтобы его рукой было написано двести томов и чтобы он приобрел пятьсот томов, относящихся к признанным, уважаемым сборникам. Он не должен ослабевать в получении знания до самой смерти, сохраняя чистое намерение и скромность. В противном случае, ему даже не стоит утруждаться!».

 

 

Лекция № 13:

Глава 17. Получение знания от шейхов

Основным способом приобретения знания является его передача посредством устного разъяснения, восприятие его от учителей, сидение с (постоянное нахождение) шейхами, взятие его из уст, а не из свитков и глубин книг. Первый способ представляет собой взятие близким от своего близкого, обладающего даром речи, то есть учителя. А второй способ — это взятие от книги, которая представляет собой безжизненный предмет, а разве может возникнуть преемственность (цепочка передачи), близость и родство с предметом?

Сказано: «Кто вошел в знание один, тот и выйдет один», то есть: если человек вступает на поприще приобретения знания без шейха, то он выходит без знания, потому что знание — это ремесло, и, как каждое ремесло, оно нуждается в мастере, и обучение ему непременно требует наличие опытного учителя.

Это утверждение практически является предметом единодушия ученых. Несогласные с ним представляют собой немногочисленное исключение, отклонившееся от общего мнения. Среди них — Али ибн Ридван аль-Мисри ат-Табиб (умер в 453 году хиджры). Ученые, как в его время, так и после, опровергали его позицию.

Аль-Хафиз аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, рассказывая о его биографии, писал:
«У него не было учителя. Он был занят приобретением знания из книг, и написал труд о том, как можно стать специалистом при помощи книг, и что посредством них можно добиться большего успеха, чем посредством учителей. Однако это ошибка».

Ас-Сафади в книге «Аль-Вафи» привел подробное опровержение этого мнения, а аз-Забиди в «Шарх аль-ихйа», упомянув его слова, привел высказывания целого ряда ученых, указавших на несколько аспектов ошибочности мнения Ибн Ридвана. Среди приведенных им высказываний — слова Ибн Батляна. Опровергая утверждение Ибн Ридвана, он говорит:
«В-шестых, в книгах есть ряд вещей, которые мешают получению знания и которых нет у учителя. Ими являются:

  1. искажение, возникающее из-за похожести букв и отсутствия разъяснения произношения;
  2. ошибка из-за отклонения взгляда; нарушения зрительного восприятия;
  3. плохая осведомленность о синтаксисе (иирабе);
  4. испорченность, имеющаяся в книге; нарушения синтаксиса (иъраба) в книге; синтаксические нарушения в книге;
  5. исправление и починка книги;
  6. написание того, что не читается, и прочтение того, что не написано;
  7. направление, которому принадлежит автор книги;
  8. недостаток копии;
  9. плохое переписывание;
  10. слитное прочтение чтецом того, что нужно разделять при чтении;
  11. (допущенные автором) путаница и смешение друг с другом основных вопросов обучения;
  12. упоминание терминологии, принятой в данной отрасли;
  13. некоторые греческие слова, оставленные переводчиком без перевода, например слово „неурус“.

Все перечисленное мешает получению знания. Тот же, кто читает учителю, избавлен от преодоления этих препятствий. Следовательно, чтение с учителем полезнее и лучше, чем самостоятельное чтение, и именно это мы хотели разъяснить.»

Ас-Сафади сказал: «Вот почему ученые говорят: „Не бери знания у сахафи и мусхафи“, то есть не учи Коран у того, кто научился ему из мусхафа, и не изучай хадис и другие науки у того, кто узнал их из книг…».

Осязаемым, физическим подтверждением ошибочности мнения Ибн Ридвана являются принадлежащие людям разных эпох и разных наук тысячи биографий, которые переполнены — в большем или меньшем количестве — именами учителей и учеников. Познакомься немного с биографиями тех, кто имел много шейхов, так, что у некоторых из них число учителей доходило до тысяч. Например, почитай раздел «Аль-ъуззаб» («О тех, кто не был женат») в книге «Аль-исфар», написанной автором.

Абу Хаййан Мухаммад Йусуф аль-Андалуси (умер в 745 году хиджры), когда при нем упоминали Ибн Малика, говорил: «Где его учителя?».

Аль-Валид сказал: «Аль-Аузаъи говорил: „Это знание было почтенным, и истинные мужи получали его друг от друга. Когда же появились книги, то в знание проникли многие из тех, кто его не достоин“. Ибн аль-Мубарак также передал от аль-Аузаъи подобные слова.

Вне всякого сомнения, получение знания из книг и методом иджазы сопряжено с определенными недостатками. Особенно, эти изъяны проявлялись в те времена, потому что тогда не было ни точек, ни огласовок, и слова подвергались такому искажению, которое могло полностью поменять смысл. Подобные ошибки не случаются, когда знание берется из уст людей. Также нужно отметить, что при передаче текста по памяти возможны ошибки, которые не допускаются при передаче на основе выверенной книги».

У Ибн Хальдуна есть ценное исследование, посвященное данному вопросу, которое приводится в его книге «Аль-мукаддима».

Один из ученых сказал:

«Кто не получил основы из уст ученого,
У того убежденность в вопросах является предположением;»

Абу Хаййан очень часто декламировал такие слова:

«Отрок полагает, что книга способна направить
Смышленого к постижению наук;
И не знает сей невежда, что в книге
Есть много неясностей, которые вводят в замешательство сообразительные умы;
Если ты стремишься обрести знание без учителя,
То собьешься с прямого пути;
И спутаются для тебя понятия так,
Что заблудишься сильнее, чем Тума аль-Хаким»