Разъяснение «40 хадисов» имама ан-Науауи

Arbagin

Разъяснение «40 хадисов» имама ан-Науауи, которые являются основополагающими во многих сферах религии и жизни.


Введение

Лекция № 1 Советы требующим знания. Об авторе. Предисловие автора

1-ый хадис. Дела (оцениваются) только по намерениям

Лекция № 02

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс ’Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести).

 

Лекция № 03

„Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся“».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу ’Абдуллах Мухаммад бин Исма’ил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах аль-Бухари и Абуль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам.

 

Лекция № 04

: Выводы из этого хадиса

2-ой хадис. Ислам, иман и ихсан

Лекция № 05

Сообщается, что ’Умар, да будет доволен им Аллах, также сказал: «(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нам неожиданно подошел какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня черными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе».

 

Лекция № 06

«О Мухаммад, поведай мне об Исламе».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Суть) Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это»

 

Лекция № 07

Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха

 

Лекция № 08

…совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это».

(Этот человек) сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задает пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы и подтверждает правдивость его слов.

 

Лекция № 09

(Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере».

(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха

 

Лекция № 10

и в Его ангелов, и в Его Писания

 

Лекция № 11

и в Его посланников

 

Лекция № 12

и в Последний день.

Допрос в могиле.

 

Лекция № 13

Мучения и наслаждения в могиле.

 

Лекция № 14

а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», — (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду».

 

Лекция № 15

Вопросы, связанные с «иманом».

(Потом) он сказал: «Поведай мне о чистосердечии». (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя».

 

Лекция № 16

(Потом) он сказал: «(А теперь) поведай мне об этом Часе».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кого спрашивают о нем, знает не больше задающего вопрос».

Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ».

А потом (этот человек) ушел, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «О ’Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше».

(Тогда) он сказал: «Поистине это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии»» (Муслим, 8).

 

Лекция № 17

Выводы из этого хадиса (часть 1)

 

Лекция № 18

Выводы из этого хадиса (часть 2)

 

Лекция № 19

Выводы из этого хадиса (часть 3)

3-ий хадис. Столпы Ислама и его великие основы

Лекция № 20

Сообщается, что Абу ’Абд ар-Рахман ’Абдулдах бин ’Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа, соблюдении поста в Рамадане“» (аль-Бухари 8, Муслим 16).

4-ый хадис. Стадии творения человека и завершение этого творения

Лекция № 21

Сообщается, что Абу ’Абд ар-Рахман ’Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: „Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, достойного поклонения, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдет в (Огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадет в (Рай)“» (аль-Бухари 3208, Муслим 2643).

 

Лекция № 22

Выводы из этого хадиса

5-ый хадис. Объявление недействительными неподобающих вещей и нововведений

Лекция № 23

Сообщается, что мать правоверных Умм ’Абдуллах ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» (аль-Бухари 2697, Муслим 1718).

 

Лекция № 24

Вопросы, связанные с бид’а (часть 1)

 

Лекция № 25

Вопросы, связанные с бид’а (часть 2)

 

Лекция № 26

Вопросы связанные с бид’а (часть 3)

6-ой хадис. Дозволенное (халяль), запретное (харам) и неясное (муштабихат)

Лекция № 27

Сообщается, что Абу ’Абдуллах ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести,»

 

Лекция № 28

„а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является сердце“» (аль-Бухари 52, Муслим 1599).

 

Лекция № 29

Выводы из этого хадиса

7-ой хадис. Религия есть проявление искренности

Лекция № 30

Сообщается, что Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Религия есть проявление искренности». Мы спросили: „По отношению к кому?“ Он сказал: „По отношению к Аллаху, и к Его Книге,..

 

Лекция № 31

..и к Его посланнику, и к имамам мусульман.. (первая категория).

 

Лекция № 32

..и к имамам мусульман.. (вторая категория) ..и ко всем мусульманам вообще»» (Муслим, 55). Выводы из этого хадиса

8-ой хадис. Важность свидетельства единобожия, молитвы и закята

Лекция № 33

Со слов Ибн ’Умара, да будет доволен им Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Мне велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и станут совершать намаз и выплачивать закят..

 

Лекция № 34

..Если они станут делать это, то защитят от меня их жизнь и имущество, если только Ислам не предоставит мне право на них, а счет им будет предъявлен Аллахом» (аль-Бухари 25, Муслим 22).

Выводы из этого хадиса

9-ый хадис. Придерживаться легкого и не создавать затруднений

Лекция № 35

Cообщается, что Абу Хурайра ’Абд ар-Рахман бин Сахр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете,.. Вопросы, связанные с этой частью хадиса

 

Лекция № 36

..ибо, поистине, живших до вас погубилo лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками“» (аль-Бхуари 7288, Муслим 1337). Выводы из этого хадиса

10-ый хадис. Принято может быть только благое и дозволенное

Лекция № 37

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: „O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела.“ (Сура „Верующие“, аят 51). „Всевышний также сказал: „O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас…“ (Сура „Корова“, аят 172).

 

Лекция № 38

А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): „О Господь, о Господь!“, — однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (Муслим 1015).

 

Лекция № 39

Выводы из этого хадиса

11-ый хадис. Придерживаться уверенности и удаляться от сомнительного

Лекция № 40

Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин ’Али бин Абу Талиб, да будет Аллах доволен ими обоими, внук и любимец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Я запомнил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому что сомнений у тебя не вызывает“» (ат-Тирмизи 2520, ан-Насаи 5711, ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный». Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих аль-джами’, 3377, 3378»).

12-ый хадис. Занятость тем, что приносит пользу

Лекция № 41

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается“» (ат-Тирмизи 2318, Ибн Маджах 3976. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих аль-джами’, 5911»).

13-ый хадис. Братство по вере и Исламу

Лекция № 42

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Хамза Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари 13, Муслим 45)

 

Лекция № 43

Примеры того, как руководствовались саляфы этим хадисом. Выводы из этого хадиса

14-ый хадис. Неприкосновенность жизни мусульманина

Лекция № 44

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не дозволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трех (случаев: когда речь идет о) женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, (когда лишают) жизни за жизнь и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину» (аль-Бухари 6878, Муслим 1676)

 

Лекция № 45

Выводы из этого хадиса

15-ый хадис. Доброе слово и соблюдение прав гостя и соседа относятся к числу проявлений веры

Лекция № 46

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя» (аль-Бухари 6018, Муслим 47)

Адабы гостеприимства. Выводы из этого хадиса

16-ый хадис. Не гневайся, и ты будешь в Раю

Лекция № 47

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся» После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но каждый раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Не гневайся» (аль-Бухари 6116)

Как сдерживать гнев? Выводы из этого хадиса

17-ый хадис. Необходимо всё делать хорошо

Лекция № 48

Передают со слов Абу Йа’ля Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если дали (придется) убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете приносить жертву, тоже делайте это хорошо, и пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений» (Муслим 1955)

Выводы из этого хадиса. Условия резания животного

18-ый хадис. Богобоязненность и благонравие

Лекция № 49

Передают со слов Абу Зарра Джундуба бин Джунады и Абу ’Абд ар-Рахмана Му’аза бин Джабаля, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» (ат-Тирмизи 1987. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих аль-джами’, 97»)

Выводы из этого хадиса.

19-ый хадис. Помощь, охрана, содействие и поддержка Всевышнего Аллаха

Лекция № 50

Сообщается, что Абу-ль-’Аббас ’Абдуллах бин ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды когда я сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни (память об) Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни (память об) Аллахе и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить(о чем-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, …»

 

Лекция № 51

«… и знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли»» (ат-Тирмизи 2516. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих аль-джами’, 7957»)

В другой версии этого хадиса, (которую приводит имам Ахмад), сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Храни (память об) Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись к познанию Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной, не должно было постичь тебя, а постигшее тебя не должно было обойти тебя стороной, и знай, что терпение (приводит) к победе, радость (приходит на смену) скорби, а облегчение (- на смену) затруднению»

Выводы из этого хадиса

20-ый хадис. Стыдливость — от веры

Лекция № 52

Передают со слов Абу Мас’уда ’Укбы бин ’Амра аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллахa, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчествa (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь» (аль-Бухари, 3483)

Выводы из этого хадиса.

Отношение к сообщениям, которые переданы от предшествующих общин

21-ый хадис. Прямота (истикама) и вера (иман)

Лекция № 53

Сообщается, что Абу Амр (или Абу Амра) Суфйан бин Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи мне в Исламе такие слова (, чтобы после этого) я уже не спрашивал о нем никого другого». Он сказал: «Говори: «Я уверовал в Аллаха», — а потом придерживайся прямоты» (Муслим, 38)

Выводы из этого хадиса.

22-ой хадис. Путь, ведущий к Раю

Лекция № 54

Передают со слов Абу ’Абдуллаха Джабира бин ’Абдуллаха аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с вопросом, сказав: «Скажи мне, если я буду совершать пять обязательных молитв, и поститься во время Рамадана и считать дозволенным дозволенное, а запретным — запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай?», — и он сказал: «Да» (Муслим, 15)

Правила, касающиеся вхождения в Рай или в Ад.

Выводы из этого хадиса.

23-ий хадис. Любое благое дело есть садака

Лекция № 55

Передают со слов Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Очищение — половина веры, (слова) «Хвала Аллаху» /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой Весы, …»

 

Лекция № 56

«… (слова) «Слава Аллаху и хвала Аллаху» /Субхана-Ллахи уаль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землей, молитва — свет, милостыня /садака/ — доказательствo, терпение — сияние, …»

 

Лекция № 57

«… а Куран — аргумент за тебя или против тебя. …»

Убеждения ахлус-сунна уаль-джама’а в отношении Курана.
Важные моменты в нашем поклонении.

 

Лекция № 58

«… Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит» (Муслим, 223)

Выводы из этого хадиса.

24-ый хадис. Запрещение несправедливости

Лекция № 59

Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, (мир ему и благословение Аллаха), передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! …»

Что такое хадис «аль-кудсий»?
Два вида несправедливости (зульма)

«О рабы Мои, все вы заблудшие, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! …»

 

Лекция № 60

«… О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!
О рабы Мои, все Вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!
О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о Прощении, и Я прощу вас!
О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!
О рабы Мои, поистине, это — только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»
(Муслим, 2577).

 

Лекция № 61

Выводы из этого хадиса

25-ый хадис. Широта милости Аллаха Всевышнего

Лекция № 62

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что (однажды) люди из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли к нему и сказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «O посланник Аллаха, богачи получат все награды, ведь они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) они еще и раздают милостыню /садака/ от излишков своего богатства!»

(На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«A разве для вас Аллах не приготовил того, что вы можете раздавать в качестве садаки? Поистинe садакой для вас становится каждое прославление, и каждое возвеличивание, и каждое восхваление, и каждое произнесeние слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого и даже совершение полового сношения каждым из вас является садакой».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!»

(На это прoрок, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Скажите, если бы кто-нибудь из вас) удовлетворил свое желание запретным (образом), понес бы он наказание? Но точно так же если он удовлетворит его дозволенным образом, то получит награду». (Муслим, 1006).

 

Лекция № 63

Выводы из этого хадиса

26-ой хадис. Примирение людей между собой и проявление справедливости по отношению к ним

Лекция № 64

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости (, когда) между двумя (людьми возникает спор,) есть садака, и оказание тобой помощи человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака, и доброе слово садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) садака и устранение тобой с пути того, что причиняет вред (людям,) есть садака». (Аль-Бухари 2989, Муслим 1009).

27-ой хадис. Благочестие и греховность

Лекция № 65

Передают со слов ан-Наууаса бин Сам’ана, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Благочестие есть благонравие, а греховное — это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» (Муслим 2553)

Выводы из этой версии

 

Лекция № 66

Сообщается, что Уабиса бин Ма’бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце(, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе(, что ты поступил правильно)» (Ахмад 4/227 и ад-Дарими 2/246).

Выводы из этой версии

28-ой хадис. Неуклонно следовать Cунне и избегать нововведений

Лекция № 67

Сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад бин Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы,…

Что такое «мау’иза» (увещевание)?
Адабы «мау’иза»

… и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!»

Он сказал:
«Вот мое наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник…»

Что такое присяга, кому она дается и каким образом?
Условия слушания и подчинения правителю
В каких случаях нужно подчиняться правителю?

 

Лекция № 68

«…даже если повелевать вами будет раб…»

Приход к власти на основе свободного выбора
Приход к власти путем взятия власти силой
Виды законного правления
Нужно ли подчиняться несправедливому правителю?
Условия выхода против правителя

 

Лекция № 69

«…Поистине, тот из вас, кто проживет (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, схватитесь за нее. И остерегайтесь от новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение» (Абу Дауд, 4607 и ат-Тирмизи, 266. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих аль-джами'», 2549).

Что такое «масляха мурсаля» и чем она отличается от нововведения?
Асар Умара (да будет доволен им Аллах) о тарауихе

 

Лекция № 70

Выводы из этого хадиса (часть 1):
— Установленность в шари’ате «мау’иза», адабы «мау’иза» и его качество
— Влияние проповеди на сердце
— Отражение на глазах влияния проповеди на сердце
— Проповедь прощающего особо влияет
— Желательность просьбы завета/наставления у обладателей знания по причине
— Самый главный/важный завет о богобоязненности
— Обязательность слушания и подчинения правителям мусульман
— Обязательность слушания и подчинения правителю-грешнику
— Законность правления раба
— Обязательность подчинения тем, кого уполномочил правитель
— Руководитель путешествия
— Одно из знамение пророка, дарованные ему от Аллаха
— Обязательность держаться за Сунну в общем, а при возникновении разногласии тем более
— Обязательность требования знания и изучения Сунны
— Необходимость следования Сунне праведных халифов
— Ошибка тех, кто отвергает Сунну праведных халифов
— Когда возникают группы, партии и течения, то нельзя к ним присоединяться
— Слова шейха Усаймина (да помилует его Аллах) о группе (партии) «саляфия»
— Следование Сунне должно быть целиком, полным
— Предостережение от нововведении
— Ответ тем, кто приводит хадис о хорошей сунне

 

Лекция № 71

Выводы из этого хадиса (часть 2)
— Все нововведения являются заблуждением и чистым злом
— О делении нововведения на пять частей
— Разбор некоторых сомнений заблудщих
— Разница между средством и целью
— Нововведения бывают разными
— Разница между действием и тем, кто совершает это действие
— Пример Хафиз ибн Хаджар и имама ан-Науауи

29-ый хадис. Врата блага и пути правильного руководства

Лекция № 72

Сообщается, что Му’аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) я сказал: «О посланник Аллаха, какое дело позволит мне войти в Рай и удалит меня от Огня?»

Напоминание требующим знание

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Ты спросил о великом (деле), но, поистине, оно будет легким для того, кому Аллах Всевышний облегчит это: поклоняйся Аллаху и никому более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время Рамадана и соверши хадж к Дому».

 

Лекция № 73

Потом он сказал:
«Не указать ли тебе на врата блага? (Это) пост (, который является) щитом, и садака, которая тушит прегрешения подобно тому, как вода тушит огонь, и молитва человека глубокой ночью», — после чего прочитал (аят): «…те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали» Сура «Земной поклон», аяты 16−17.

Потом он сказал:
«Не поведать ли тебе о главе этого дела, его столпе и его вершине?»

Я сказал: «Да, о посланник Аллаха».

Он сказал: «Глава этого дела — Ислам, столп его — молитва, а вершина его — джихад».

Потом он сказал: «Не поведать ли тебе о главной части всего этого?».

Я сказал: «Да, о посланник Аллаха».

Тогда он взялся за свой язык и сказал: «Придерживай у себя это».

Я сказал: «О пророк Аллаха, так с нас и в самом деле спросится за то, что мы говорим?»

Он сказал: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами (или:…носами) в огонь за что-либо, кроме клеветнических речей?!»» (Ат-Тирмизи, 2616. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих ат-Тирмизи», 2616).

 

Лекция № 74

Выводы из этого хадиса (часть 1):
— Стремление сподвижников (да будет доволен ими Аллах) к знанию
— Высокие помыслы сподвижников (да будет доволен ими Аллах)
— Достоинства Му’аза ин Джабаля (да будет доволен им Аллах)
— Доказательство существования Рая и Ада
— Деяния человека вводят его либо в Рай либо в Ад
— Совмещение этого хадиса с хадисом: «Никто не войдет в Рай из-за своих дел» (Муслим)
— Важность вопроса Му’аза
— Попасть в Рай сложно, кроме тех, кому облегчит Аллах
— Просить Аллаха облегчить соблюдение религии
— Упоминание пяти столпов Ислама
— Важность таухида
— Шедрость пророка (мир ему и благословение Аллаха) в обучении
— Пост — это щит
— Нарушают ли грехи пост?
— Садака (милостыня) тушит грех
— О тени в Судный день
— Грех является обжигающим
— Методы обучения пророка (мир ему и благословение Аллаха)

 

Лекция № 75

Выводы из этого хадиса (часть 2)
— Побуждение к совершению дополнительных ночных намазов и они тоже тушат грехи
— Приведениие довода на свои слова
— Исти’аза (просьба о защите) при приведении довода
— Достоинство молящихся по ночам
— О тех, кто не спит ночью
— Взывающий должен испытывать страх и надежду
— Чего должно быть больше страха или надежды?
— Достоинство расходования имущества на пути Аллаха
— Глава всего — Ислам
— Намаз — опора религии
— Джихад — вершина горба
— Стержень всего этого придержание языка
— Опасность языка
— Обучение/призыв ведется не только словами, но и действиями
— Если что-то было неясно, то сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не оставляли это не спросив/без ответа
— Если они не спросили и об этом не сказано в Куране и Сунне, то не нужно об этом спрашивать
— Обитатели Ада будут падать в Огонь на свои лица
— Предостережение от того, чтобы распускать язык
— При передаче хадиса соблюдается предельная честность/осторожность

30-ый хадис. Границы Аллаха Всевышнего и Его запреты

Лекция № 76

Передают со слов Абу Са’лябы аль-Хушанни Джурсума бин Нашира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, …»

В чем разница между «фардом» и «уаджибом»?

«… и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), …»

 

Лекция № 77

«… и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» (Ад-Даракутни 4/184 в своем «Сунане» и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым в «да’иф аль-джами'», 1597).

Выводы из этого хадиса:

— Приказ в религии принадлежит только Всевышнему Аллаху
— В Исламе хукмы делятся на группы
— Бережное отношение к исполнению приказанного Аллахом
— Аллах установил в религии границы
— Запрет на нарушение границ Аллаха
— Запрет на нарушение границ в применении наказания
— Умалчивание
— Нельзя посягать и попирать запреты Аллаха
— Если Аллах умолчал о чем-то, то она дозволена
— Можно ли приводить в качестве довода этот хадис для совершения нововведении?
— Волосы на теле
— Не следует доискиваться до вещей, о которых умолчал Аллах (например мясо)
— Утверждение милости Аллаха в Его шари’ате
— Отрицание забывчивости у Аллаха
— Красноречие пророка (мир ему и благословение Аллаха)

31-ый хадис. Истинная суть отречения от мира и плоды этого отречения

Лекция № 78

Сообщается, что Абу-ль-’Аббас Сахль бин Са’д ас-Са’иди (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его». (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей и полюбят тебя люди»» (Ибн Маджах, 4102. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахих аль-джами'», 922).

Что такое «зухд»?

 

Лекция № 79

Что такое «зухд»?

Выводы из этого хадиса:

— Возвышенность помыслов сподвижников
— Утверждение атрибута любовь у Аллаха
— Желать любви людей не является грехом
— Достоинство зухда
— Зухд выше чем уара’ (набожность)
— Зухд является причиной любви Аллаха
— Побуждение быть воздержанным от того, чем владеют люди

32-ой хадис. Отрицание вреда в Исламе

Лекция № 80

Передают со слов Абу Са’ида Са’да бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет вреда, и нет причинение вреда» (Ибн Маджах, 2341 и ад-Даракутни 4/228 и другие в виде хадиса «муснад». Малик привел его в «аль-Муатта» в виде хадиса «мурсаль» от Амр ибн Яхья от его отца от пророка (мир ему и благословение Аллаха), не упомянув Абу Са’ида. Этот хадис имеет пути передачи, которые укрепляют друг друга).

Экскурс в науку хадиса и арабского языка
Разница между «дарар» и «дыраар»
Примеры с разводом
Примеры с наследством

33-ий хадис. Основы суда в Исламе

Лекция № 81

Передают со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если людям будут давать (требуемое ими только) на основании их притязаний, то одни обязательно станут покушаться на имущество и жизнь других, (а поэтому) притязающему следует представить доказательствo, а отрицающему — принести клятву». Хадис хороший, приводит аль-Байхаки (10/252) и другие в таком виде, а часть из них в двух «Сахихах».

34-ый хадис. Устранение порицаемого является исламской обязанностью

Лекция № 82

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет(и этого), то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры». (Муслим 49).

Что такое мункар (порицаемое)?
Разница между приказом одобряемого и запретом порицаемого и между наставлением
Когда нужно исправить порицаемое?
Кто может исправить порицаемое рукой?
Условия приказа одобряемого и запрета порицаемого
Слитное и отделенное порицаемое
Разногласия относительно мункара, что делать?
Разъяснение правила «Нет порицания в вопросах разногласия»
Разъяснение правила «Нет порицания в вопросах иджтихада»

 

Лекция № 83

Учитывание пользы и вреда
Исправление сердцем
Исправление порицаемого и насыха в отношении правителей
Неправильное исправление порицаемого в отношении правителей

 

Лекция № 84

Выводы из этого хадиса:

— Исправление порицаемого обязанность каждого
— Нельзя исправлять мункар, если на 100% не уверен, что это мункар
— Исправляется мункар, если он у всех ученых считается мункаром или относительно которого есть слабое разногласие
— Учитывание пользы и вреда
— Рука является основным инструментом, которым совершается действие
— Эта религия легкая
— Если человек не может исправить мункар рукой и языком, то он должен это сделать сердцем
— У сердца есть деяния
— Иман — это деяние и намерение
— Слова шейха Усаймина про: «Относятся ли деяния к совершенности имана или к действительности имана?»
«Пусть исправит свое рукой» относится для каждого человека или нет?

35-ый хадис. Братство в Исламе и права мусульманина

Лекция № 85

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу …»

 

Лекция № 86

«… не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность (скрыта) здесь!», — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим, 2564).

 

Лекция № 87

Выводы из этого хадиса:

— Запрещенность зависти
— Запрещенность взвинчивания цены
— Запрещенность взаимной ненависти
— Запрещенность отворачивания друг от друга
— Запрещенность продажи поверх продажи брата
— Обязательность религиозного братства
— Запрещенность любой формы несправедливости
— Обязательность поддержки мусульманина
— Обязательность правдивости
— Запрещенность презрительного отношения к мусульманину
— Богобоязненность в сердце
— Обучение действием
— Опровержение тем, кто оправдывается тем, что у него сердце чистое
— Обязательность уважения мусульманина и считать его имущество, жизнь и честь неприкосновенными

36-ой хадис. О том, что содержит в себе благо

Лекция № 88

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения.

Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином.

А того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином.

И Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает ее брату своему.

Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай.

А когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, тому же, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее» (Муслим 2699).

Выводы из этого хадиса (начало):

— Побуждение к снятию печали с верующих
— Воздаяние подобно деянию
— Вера в Судный день
— В Судный день будет много печали
— Побуждение к тому, чтобы облегчать тому, у кого трудное материальное положение
— За облегчение две награды
— Побуждение к прикрытию мусульман

 

Лекция № 89

Выводы из этого хадиса (продолжение):

— Побуждение к помощи братьям
— Аллах знает все о Своих творениях
— Указание на совершенство справедливости Аллаха
— Побуждение к следованию путями знания
— Важность требования знания и его условия
— Важность искреннего намерения
«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания»
— Необходимо спешить с приобретением знания (наставление молодым)
— Все находится в руках Аллаха
— Побуждение к тому, чтобы собираться для изучения книги Аллаха
— Отнесение мечетей к Аллаху для указания их почетности (правило, касающееся отнесения чего-либо к Аллаху)
— Милость Аллаха покрывает тех, кто собрался для совместного изучения книги Аллаха
— Указание на важность места, где изучают книгу Аллаха
— Вера в ангелов
— Знание Аллаха о деяниях рабов
— Аллах награждает раба в соответствии с его деянием
— Происхождение не поможет человеку, если задерживает от праведных деянии
— Человек не должен обольщаться своим происхождением

37-ой хадис. Справедливость, милость и всемогущество Аллаха Всевышнего

Лекция № 90

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова своего Благословенного и Всевышнего Господа, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более таких добрых дел; …

 

Лекция № 91

… За тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело»» (Аль-Бухари, 6491 и Муслим, 131).

Выводы из этого хадиса:

— Передача пророком (мир ему и благословение Аллаха) от своего Господа
— Подтверждение записи благодеянии и злодеянии
— Есть ли оправдание у грешника?
— У Аллаха есть действия
— Забота Аллаха о Своих творениях
— Разъяснение после упоминания в общем относится к красноречию
— Щедрость, великодушие и доброта Аллаха
— Увеличение награды за благодеяния
— От чего это зависит?
— Кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела.

38-ой хадис. Средства приближения к Аллаху Всевышнему и снискания Его любви

Лекция № 92

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждуюшему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /науафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, …

 

Лекция № 93

… и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его»» (Аль-Бухари, 6502).

Кроме того, в другой версии этого хадиса аль-Бухари приводит также и следующие слова Всевышнего: «… и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла».

Выводы из этого хадиса:

— Тот, кто враждует с угодниками Аллаха, тот совершает великий грех
— Утверждение того, что у Аллаха есть угодники
— Аллах может воевать с кем-либо из своих рабов
— Подтверждение атрибута любовь у Аллаха
— Праведные деяния приближают к Аллаху
— Приказы Аллаха бывают обязательные и дополнительные
— Деяния не одинаковы
— Побуждение к выполнению обязательных видов поклонения и совершению как можно больше дополнительных видов поклонения
— Если Аллах возлюбит какого-то раба, то Аллах начинает направлять его глаза, уши, руку и ноги к тому, чему Он доволен и получать пользу от этого
— Если Аллах возлюбит какого-то раба, то Аллах отвечает на его мольбу
— Подтверждение караматуль-аулия (чудеса угодников)

39-ый хадис. Устранение затруднений в Исламе

Лекция № 94

Передают со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей обшины ради меня (то, что они сделают) по ошибкe и забывчивости (, а также) то, к чему их (будут) принуждать» (Ибн Маджах, 2045 и аль-Байхакъи, 7).

Выводы из этого хадиса:
— Указание на обширную милость Всевышнего Аллаха
— Если человек совершил грех по ошибкe, забывчивости или по принуждению, то нет на нем ответственности, только если не попрано право человека
— Разница между нарушением прав Аллаха и прав человека в контексте данного хадиса
— Примеры (часть 1)

 

Лекция № 95

— Примеры (часть 2)
— Разница между совершением запретного и оставлением приказанного в контексте данного хадиса

40-ой хадис. Использование этого мира для завоевания мира вечного

Лекция № 96

Сообщается, что ’Абдуллах бин ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник»»

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если доживешь до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра, а если доживешь до утра, то не жди (, что доживешь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти» (Аль-Бухари 6416).

Выводы из этого хадиса:
— Побуждение к аскетизму в этом мире (зухд)
— Прекрасный учитель (мир ему и благословение Аллаха)
— Совершение дополнительных действий для заострения внимания
— Следует разумному, пока он здоров и жив, совершать праведные поступки
— Уделение внимания молодежи
— Достоинства ’Абдуллаха ибн ’Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом)

41-ый хадис. Соблюдение шариата Аллаха Всевышнего является опорой веры

Лекции № 97-98

Передают со слов Абу Мухаммада ’Абдуллаха бин ’Амра бин аль-’Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока наклонность его не последует за тем, с чем я пришел» (Достоверный хадис, переданный нами в книге «Аль-Худжджа» с достоверным иснадом).

Акыда алус-сунна уаль-джама’а в вопросе имана
Разница между исламом и иманом

Выводы из этого хадиса:
— Предостережение от того, чтобы сделать свой разум, привычки или обычаи руководством для себя вместо руководства пророка (мир ему и благословение Аллаха)
— Человек обязан сначала изучить довод (что сказано в Куране и Сунне), а уже потом выносить какое-то суждение, а не наоборот, сначала иметь какое-то суждение, а потом подыскивать под него подходящий довод
— Наклонность может быть как похвальной так и порицаемой
— Обязательно сделать шари’ат Аллаха судьей во всем
— Иман увеличивается и уменьшается

 

42-ой хадис. Широта прощения Всемогущего и Великого Аллаха

Лекции № 99

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня!

О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнув они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!

О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи»» (Ат-Тирмизи 3540).

 

Лекции № 100

Выводы из этого хадиса:
— Почетное положение рода человечества
— О том, кто входит в слова «О сын Адама»
— Причина получения прощения это взывание к Аллаху с мольбой и надеждой
— Обязательно должно присутствовать надежда при взывании с мольбой (Разница между ду’а и зикром)
— Утверждаемые и отрицаемые атрибуты Аллаха
— Нет грехов, которых Аллах не прощает, если человек при жизни покаялся (Условия покаяния)
— Если человек совершил очень много грехов, а потом встретит Аллаха не придавая Ему сотоварищей, то Аллах даст ему прощение
— Превосходство таухида
— Подтверждение встречи с Аллахом

Просим Аллаха сделать Куран, Сунну и таухид доводом за нас, а не против нас! Просим Аллаха направлять и наставлять нас к самому правильному, прямому пути и укрепить нас на прямом пути! О, Аллах, научи нас полезному знанию, и позволь нам закончить свою жизнь праведно, и прости нам и всем мусульманам, поистине, Ты - Щедрый, Великодушный!