Украшение искателя знании

20 Ноя Украшение искателя знании


Введение

С именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость!

Лекция № 01: Я ставлю вехи для этого благословенного сокровища «Аль-хилья» в 1408 году хиджры, когда мусульмане — хвала Аллаху — переживают подъем и пробуждение в плане религиозного знания, что заставляет лица сиять от радости. И этот подъем, двигаясь к совершенству и зрелости, продолжает оживлять в сердцах молодежи этой уммы осознание ее славы и придавать ей новые силы для жизни. Мы видим, как молодежь массово берется за изучение различных областей религиозного знания, поднимает на свои плечи эту тяжелую поклажу и несет ее, делает первые глотки и затем продолжает пить из его источника. Их горячее желание, сосредоточенная целеустремленность в собирании знаний, поразительная эрудиция и осведомленность, погружение в сотые глубины религиозных вопросов заставляют мусульман радоваться этому как победе и помощи от Аллаха, и пресвят Тот, кто оживляет и умерщвляет сердца.

Но это благословенное зерно нуждается в поливе и всемерной заботе о нем по всем направлениям, чтобы распространить те вещи, которые обеспечат и гарантируют ему защиту от ошибок, неудач, промахов на пути поиска знания и деяний, под натиском разных волн, связанных с идеологией, убеждением, поведением, разрозненностью по группам и партиям.

Ранее я предложил вниманию молодежи послание под названием «Ат-та’алюм», где раскрыл для них опасность тех, кто проникает в их ряды. Я сделал это, опасаясь, что эти люди могут погубить искателей знаний, испортить и загубить для них их дело, рассеять их следование на пути поиска знания, и отклонить их так, что они сами этого не заметят.

Так вот, сегодня твой брат хочет поддержать тебя и взять тебя за руку! И поэтому, я предоставляю твоему вниманию послание, которое разъяснит тебе те качества, которые являются твоим украшением. Итак, я кладу острие моего пера на поверхность бумаги, чтобы ты прочел начертанное мною для тебя — да насладит Аллах тобою взоры.

Существует множество шариатских установлений и предписаний, доводов, указывающих на то, что украшение нормами благопристойности, прекрасными нравственными качествами, хорошим поведением и правдивым благообразием — это признак людей Ислама, и что знания, которое является самой ценной жемчужиной в короне этого пречистого шариата, может достичь только тот, кто обладает качествами и нормами благопристойности, которых оно требует, и избавлен от пороков, которые его губят. Вот почему ученые уделяли такое внимание изучению этих норм благопристойности и указанию на них, и посвятили им книги, которые содержат в себе либо общие нормы для всех шариатских наук, либо для отдельных из них, например, нормы благопристойности для носителей Благородного Корана, или для мухаддисов, либо для муфтиев, либо для судей, либо для руководителей и попечителей и т.д.

Темой этой книги являются общие нормы и правила благопристойности, которых должны придерживаться те, кто следует путем изучения шариатского знания.
Прежде ученые в кружках знания разъясняли ученикам нормы благопристойности, связанные с изучением религиозного знания. Я застал последние примеры этой практики в некоторых кружках знания в благородной мечети Пророка, мир ему и благословение, где некоторые учителя обучали учеников книге «Та’лим аль-мута’аллим тарикъ ат-та’аллюм» аз-Зарнуджи (умер в 593 г.х.).

Я надеюсь, что ученые не позволят оборваться этой крепкой нити, которая ведет к самой правильной дороге, и этот предмет будет введен в качестве начальных уроков в мечетях и введен в программы системного образования. Я надеюсь, что эти мои записи послужат добрым началом, которое побудит к оживлению и восстановлению этого предмета, призванного воспитать искателей знания и повести их верным путем в области этики получения знания, его несения, правил благопристойности, которые должен соблюдать искатель знания в отношении себя, своего учителя, в отношении урока, в отношении товарищей по учебе, в отношении книги, в отношении плодов его знания на всех этапах своей жизни.

Предоставляю твоему вниманию сокровище, заключающее в себе целый ряд правил благопристойности и тех пороков, которые нарушают их. Если человек упускает одно из этих правил и норм благопристойности, то из-за своего упущения совершает одну из этих порочных вещей в том или ином объеме. И поскольку эти правила и нормы занимают разные степени от желательности до обязательности, то и вещи, их нарушающие, представляют собой слои, опускающиеся до нежелательности или далее до запретности.

Среди этих норм есть такие, которые касаются всех людей из числа мукалляфов, и есть те, что имеют отношение именно к искателям знания. Есть такие, которые познаются на основе аксиом шариата, те, понимание которых заложено в естестве и в то же время на них указывают общие доводы религии, побуждающие к благопристойности и благонравию.
Я не ставлю своей задачей полностью охватить освещение всех норм благопристойности, однако расскажу о них путем упоминания некоторых примеров, намереваясь указать на самые важные вещи, и если они (сказанное) встретят праведную душу, то эта душа сможет взять это малое и приумножить его, сможет взять упомянутое в общем и понять его в подробностях. Кто возьмет для себя эти нормы, тот получит пользу для себя и принесет пользу другим.
Эти нормы и правила, в свою очередь, почерпнуты мною из этики и благопристойности тех людей, чье знания получило благословение Аллаха и которые стали имамами, за которыми следуют. Пусть Аллах соберет нас вместе с ними в Своем раю. Амин.

Бакр ибн Абдуллах Абу Зейд

Лекция № 02:

Первый раздел — Правила благопристойности, которых искатель знания должен придерживаться в отношении себя
Глава 1 — Знание — это поклонение

Эта есть основа основ в данном «Сокровище», да и во всяком добром деле. Ты должен знать, что знание — это поклонение. Один из ученых сказал: «Знание — это намаз души и поклонение сердца«.

Отсюда следует, что для знания, как для всякого поклонения, необходимо соблюдение таких условий:
1. Искреннее посвящение его Одному лишь Всевышнему и Пречистому Аллаху, и об этом Он сказал: «И было им приказано лишь поклоняться Аллаху, искренне посвящая Ему религию, будучи ханифами …» до конца аята (Сура «Ясное Знамение», 5 аят).
В известном хадисе, который является хадисом фард, переданном от повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине деяния оцениваются по намерениям…» (Аль-Бухари 1, Муслим 1907)

Если знание теряет искренность и чистоту намерения, то из лучших видов поклонения превращается в самый низкий из грехов. Ничто так не разрушает знание, как стремление к показному (рия), будь то смешанное стремление к показному (рия ширк) или чистое стремление к показному (рия ихляс), или стремление прославиться (ат-тасми’), когда человек говорит, желая, чтоб о нем услышали: я получил знание, я выучил….
Посему, неукоснительно освобождайся от всего, что примешивается к твоему намерению подлинного поиска знания, будь то: любовь к известности и славе, желание возвыситься над ровесниками, превращение знания в ступень для достижения мирских целей и мирских благ, таких, как авторитет, имущество, уважение, слава, поиск похвал в свой адрес, обращение на себя внимания людей. Эти и подобные им вещи, если примешиваются к намерению, портят его и уничтожают благодать знания. Поэтому ты обязан защищать свое намерение от примешивания к нему желания чего-то, кроме Всевышнего Аллаха. Более того, нужно охранять все то, что вокруг него.

Существует множество высказываний ученых по этому поводу и явленных ими примеров, некоторые из которых были представлены мною в первом разделе книги «Ат-та’алюм». Сюда же нужно добавить запрет учеными такой вещи, как «Ат-Тубулиййат». Это такие вопросы, которые поднимаются с целью добиться известности.
Есть такое высказывание: «Ошибка ученого оглашается ударом в барабан»

От Суфьяна, да смилуется над ним Аллах, передано, что он сказал: «Мне было дано понимание Корана, но когда я принял кошелек, то был лишен этого понимания«.
Так держись же крепко за несокрушимую рукоять, защищающую от этих примесей, да помилует тебя Аллах, прилагая все усилия для достижения искренности и сильно боясь всего, что может ей повредить, изо всех сил проявляя великую нужду в Аллахе и прибегая к Его защите.
Передано, что Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Никогда не было для меня ничего сложнее, чем борьба за мое намерение«.

Однажды Зарр сказал своему отцу Умару Ибн Зарру: «Отец! Почему, когда ты увещеваешь людей, они начинают плакать, а когда их увещевают другие, они не плачут?» Умар ибн Зарр ответил: «О сынок! Женщина, оплакивающая сына, не подобна нанятой плакальщице!» Да поможет тебе Аллах идти верным путем. Амин!

2. Качество, объединяющее в себе благо земной и вечной жизней: любовь к Аллаху Всевышнему и любовь к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Подлинным выражением этой любви является полное следование за тем, кто был защищен от ошибок.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной — и тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» (Сура «Семейство Имрана», 31 аят).

В общем, эти две вещи являются основой этого «Сокровища», и служат для него тем, чем является венец для наряда.

О искатели знания! Вот вы скрестили свои ноги для урока и привязали сердца к самому драгоценному сокровищу — поиску знания. И я завещаю вам и себе бояться Всевышнего Аллаха тайно и явно. Это есть провизия, и это есть прибежище достоинств, и обитель достохвальных качеств, и источник силы, и ступени к возвышению, и прочные узы, защищающие сердце от искушений, так не будьте же пренебрегающим!

Лекция № 03:

Глава 2 — Будь на пути праведных предшественников

Будь последователем предшественников (саляфий), следуй верным путем — путем праведных предшественников из числа сподвижников, да будет ими доволен Аллах, и тех, кто пришел за ними, идя по из следам во всех областях религии: единобожии, деяниях поклонения и прочих. Отличайся неукоснительным следованием по пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приучая себя исполнять то, что относится к Сунне, и отказываясь от споров и полемики, от погружения в калам и от всего, что ведет к грехам и отвращает от шариата.

Аз-Захабий, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Достоверно сообщается, что ад-Даракутни сказал: «Нет ничего ненавистнее для меня, чем калам!«. И он никогда не связывался с каламом и полемикой и не погружался в них, а был саляфий».
Они и есть «Ахль ас-Сунна ва-ль-джама’а», последователи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Шейх аль-Ислям Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ахль ас-Сунна — самые лучшие из мусульман, и они самые лучшие люди в отношении к людям (для людей)».
Так следуй же этим путем, и «не следуйте дорожками, которые отведут вас от Его пути» (Сура «Скот», 153 аят).

Лекция № 04:

Глава 3 — Постоянно остерегаться Аллаха

Искатель знания должен украшаться, облагораживая себя внешне и изнутри боязнью Аллаха, бережно относясь к выполнению предписаний Исляма, демонстрируя соблюдение Сунны и распространяя ее путем ее выполнения и призыва к ней, указывая людям на Аллаха своим знанием, поведением, деянием, украшаясь мужским благородством, снисходительностью, праведным поведением. Стержнем же всего этого является боязнь Аллаха. Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Основой знания является боязнь Всевышнего Аллаха»

Придерживайся боязни Аллаха тайно и явно, ибо лучшими созданиями являются те, кто боится Всевышнего Аллаха. Поскольку боятся Его только знающие, значит, лучшим из людей является ученый. Но помни, что ученый считается ученым только в том случае, если совершает деяния, а совершает деяния в соответствии со своим знанием только тот, чьей постоянной спутницей является боязнь Аллаха».

Аль-Хатыб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, привел сообщение с изящной цепочкой передачи, состоящей из девяти отцов. Он сказал: «Нам сообщил Абу аль-Фарадж Абдульваххаб ибн Абдульазиз ибн аль-Харис ибн Асад ибн аль-Ляйс ибн Сулейман ибн аль-Асвад ибн Суфьян ибн Зейд ибн Укейна ибн Абдуллах ат-Тамими то, что он запомнил. Он сказал: «Я слышал от своего отца, что он услышал от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот от своего отца, а тот своего отца, а тот от своего отца, что тот слышал от Али Ибн Абу Талиба такие слова: «Знание зовет деяние, и если то не откликается, то оно уходит«.
Подобное этому передано от Суфьяна ас-Саури, да смилуется над ним Аллах.

Глава 4 — Постоянное осознание надзора Аллаха

Необходимо украситься осознанием постоянного надзора Всевышнего Аллаха как в тайне так и явно, двигаясь к своему Господу находясь между страхом и надеждой, ибо эти две вещи служат мусульманину тем, чем служат крылья для птицы.
Устремись к Аллаху всей своей сущностью, и да заполнится сердце твое любовью к Нему, а язык твой да будет занят поминанием Его, и радуйся установлениям и решениям Пречистого Аллаха и воспринимай их с удовольствием.

Следите за обновлениями